СМИ об РЖД

"Надо прекратить говорить"

Российское железнодорожное машиностроение имеет потенциал для роста, считает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Однако реализация этого потенциала во многом будет зависеть от действий государства.

На этой неделе в подмосковной Щербинке пройдет международный железнодорожный салон техники и технологий на пространстве колеи 1520 "PRO//Движение. Экспо". В преддверие этого события "Эксперт" обсудил положение дел в российском железнодорожном машиностроении с генеральным директором Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрием Саакяном.

– Некоторое время назад мы разговаривали с признанным экспертом авторынка Александром Ковригиным. Он считает, что, хотя в нашей стране и есть автозаводы, самой автомобильной промышленности, особенно в секторе легкового автомобилестроения, мы фактически лишились, поскольку основные заводы принадлежат иностранным компаниям. Добавленная стоимость – там, научные разработки – там. А железнодорожное машиностроение у нас есть?

– Железнодорожное машиностроение у нас есть. Хотя если вспомнить начало 2000-х, тогда можно было подумать, что отрасль на последнем издыхании. Но сейчас она действительно существует.

В последние шесть лет мировой рынок железнодорожного машиностроения растет, но медленно. Мы ожидаем ускорения этого роста в ближайшие годы, поскольку идет интенсивная урбанизация, которая требует роста транспортной обеспеченности и доступности – и в городах, и в агломерациях вокруг них. Рельсовый транспорт хорошо справляется с большими пассажиропотоками, он абсолютно справедливо считается наиболее экологичным. Так что его доля будет расти, а значит, будет расти и производство этой техники. Если говорить о сегментах рынка, то самая крупная доля в ее мировом производстве у грузовых вагонов – 24%, затем идут поезда ВСМ – 23%, локомотивы – 15%, электропоезда – 14, метровагоны – 13, и так далее. Доля России в мировом рынке железнодорожного машиностроения составляет примерно 15%. Не так уж и мало.

– А у кого самая большая?

– Самый крупный игрок на мировом рынке – Китай. У него около трети.

Крупные игроки – Германия и Франция, где крупнейшие производители подвижного состава – Siemens и Alstom соответственно. Российский производитель – Трансмашхолдинг – согласно нашему анализу, находится на пятом месте после китайской CRRC, Siemens, Alstom и Bombardier. А в целом доля железнодорожного машиностроения в нашем ВВП – около 0,7%.

– Это много или мало?

– На мой взгляд, это немало, особенно если очистить ВВП от нефти и газа.

– Что представляет собой отрасль железнодорожного машиностроения в России, каково участие в ней иностранных игроков, российского частного бизнеса и государства?

– Если мы пока оставим в стороне грузовое вагоностроение, то остальные сектора, по сути дела, частные: локомотивы, пассажирский подвижной состав, метровагоны, трамваи.

У нас два крупных игрока, созданных в альянсе с иностранными производителями: у "Трансмашхолдинга" среди акционеров Alstom, а у "Синары" – Siemens.

 

Ульянов Николай

Версия для печати
screenRenderTime=1