СМИ об РЖД

16.08.2019Газета "Железнодорожник Поволжья" (Приволжская железная дорога)

Диагностика на ходу

На двухпутном перегоне Соломатино – Зензеватка установили первый в Волгоградском регионе многофункциональный комплекс технических средств нового поколения КТСМ-03. На данный момент он проходит холодную обкатку и к сентябрю будет принят в постоянную эксплуатацию.

Современное оборудование предназначено для автоматического бесконтактного выявления в пути следования перегретых букс у подвижного состава. Специалисты Петроввальской дистанции СЦБ установили его посередине 38-километрового перегона, с обеих сторон которого, на подходах к станциям, уже имеются КТСМ-02. Однако они контролируют только одно направление движения поездов, в то время как новый многофункциональный комплекс следит за изменениями температуры узлов вагонов и локомотивов и в четном, и в нечетном направлениях.

Аппаратура КТСМ состоит из двух комплектов оборудования, объединенных между собой каналами. По ним передается информация о состоянии подвижного состава на пути. Используемые волоконно-оптические линии связи ВОЛС позволяют отправлять данные быстрее, чем по кабелю с медными жилами, которые применяются в устройстве комплекса двух предыдущих модификаций. КТСМ-03 работает круглосуточно в автоматическом режиме.

Перегонный комплект КТСМ включает в себя постовое, напольное оборудование, кабельное хозяйство и вспомогательные устройства.

– В отличие от своего предшественника, которому требуется отдельный модуль, новая модель компактна. Вся перегонная аппаратура устанавливается в трех антивандальных термостатированных шкафах с системой регулирования и поддержания температуры, – рассказывает главный инженер Петроввальской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Игорь Якцев.

Комплекс состоит из отдельных электронных блоков. Температуру буксовых узлов вагонов с левой и правой стороны подвижного состава фиксируют напольные камеры КНМ-90. В них используется приемник инфракрасного излучения фотонного типа. Это позволяет измерять температуру в диапазоне от –50°С до +150°С на участках с высокоскоростным движением поездов.

Камеры одновременно сканируют несколько зон контроля. Благодаря оптике, находящейся под прямым углом к горизонту и к оси пути, на качество их работы не влияет прямое и отраженное солнечное излучение. Данное расположение приближает приемник инфракрасного излучения к наиболее информативным зонам контроля и минимизирует потери сигнала в воздухе. Букса сканируется симметрично. Это позволяет контролировать состояние узлов при движении поезда в правильном и неправильном направлениях. Оборудование выявляет не только нагрев букс, но и определяет тип буксового узла каждого вагона.

Еще одно преимущество нового комплекса – возможность обнаружить разрушение подшипников на ранней стадии.

– Он оснащен многочисленными датчиками, в том числе подсистемой контроля температуры рельсов СКТР. Это повышает точность измерения. В целом усовершенствованная модель комплекса исключает возможность ложных срабатываний, – отмечает Игорь Сергеевич.

Всю зафиксированную датчиками информацию перегонное оборудование передает на станционное. Ими оснащены помещения дежурных по станции Соломатино и Зензеватка. Устройства принимают данные на автоматическое рабочее место линейного поста контроля АРМ ЛПК. При тревожных показаниях сотрудники СЦБ и вагонного хозяйства устраняют выявленные неисправности.

После того как оборудование было полностью смонтировано и установлено, началась холодная обкатка. В тестовом режиме КТСМ-03 проработает месяц. Это позволит обнаружить и устранить сбои в его функционировании до начала эксплуатации на постоянной основе.

Комплекс внедряется на полигоне дороги для повышения безопасности движения за счет выявления неисправностей ходовых частей, тормозного оборудования и элементов кузова подвижных единиц при движении поезда по участку контроля. В отличие от предыдущих моделей, новое оборудование потребляет меньше энергии и не требует частого обслуживания. Кроме того, как рассказал руководитель предприятия, в КТСМ-03 предусмотрена схема оповещения работников на пути о приближении поезда. За два блок-участка в радиусе 15 м зоны обслуживания в КТСМ срабатывает звуковая сигнализация. На табло возле стоек отображаются занятые участки пути, что позволяет железнодорожникам не только слышать сигнал о приближении поезда, но и видеть, с какой стороны идет состав.

 

Фото: Любовь Каретникова

Любовь Каретникова

Версия для печати
screenRenderTime=0