СМИ об РЖД

Шпальцы веером

Транспортным мегапроектам могут скостить сроки.

Правительство готовится к тому, что часть транспортных мегапроектов, включенных в комплексный план модернизации инфраструктуры, может не завершиться до конца 2024 года. Сейчас предлагается допустить присутствие в магистральном плане проектов, которые точно не завершатся в пределах срока его действия, но отвечают обозначенным стратегическим целям. Пока ненадолго приостанавливается реализация двух крупных проектов – строительства коридора "Европа – Западный Китай" и развития высокоскоростного железнодорожного сообщения, в рамках плана оцененных в 1,3 трлн руб. В правительстве поясняют, что речь не идет об отказе от них – лишь о необходимом их уточнении. Однако, по мнению источников "Ъ" и экспертов, оба эти проекта не имеют шансов быть реализованными в срок.

Два федеральных проекта, входящих в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), могут быть отложены, следует из протокола заседания проектного комитета транспортной части КПМИ 2 августа. Как сообщается в протоколе, постановлено одобрить проект паспорта нацпроекта "Транспортная часть КПМИ" "с учетом возможности временного приостановления реализации мероприятий федеральных проектов "Европа – Западный Китай" и "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" до принятия соответствующих решений по итогам рассмотрения вопроса об эффективности и целесообразности их реализации" на совещании под председательством Дмитрия Медведева.

В аппарате премьера не уточнили, назначено ли совещание. В Минтрансе отказались от комментариев.

Проект "Европа – Западный Китай" (ЕЗК), согласно КПМИ, предполагает строительство скоростной автодороги Москва – Казань за 539 млрд руб., обхода Тольятти с переходом через Волгу и российского участка платной трассы для грузовиков "Меридиан" протяженностью около 2 тыс. км и стоимостью, по КПМИ, 600 млрд руб. из внебюджетных источников (проект инициирован "Русской холдинговой компанией" Александра Рязанова). "Меридиан" в июне, писали "Ведомости", был одобрен премьером. При этом в конце июля глава Минтранса Евгений Дитрих писал вице-премьеру – руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко, что сегодня существуют риски невыполнения инвесторами своих обязательств по мероприятиям, финансируемым исключительно из внебюджетных источников, в частности по проекту "Меридиан". Господин Дитрих просил оперативно определить механизмы взаимодействия частных инвесторов и руководителей федеральных проектов, а также утвердить порядок, обязывающий инвесторов предоставлять отчетность о ходе реализации проектов. Автодорога Москва – Казань и "Меридиан", равно как и реконструкция трассы М-7, служат одной и той же цели развития транспортной связи Европы с Западным Китаем, но в полной мере как конкурирующие не рассматриваются: "Меридиан" воспринимается как частный проект, одобрено строительство трассы Москва – Казань, параллельно предусмотрены мероприятия по повышению безопасности движения на М-7.

В утвержденном КПМИ проект "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" по-прежнему подразумевает строительство первого участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва – Казань" (Железнодорожный – Гороховец) стоимостью 622 млрд руб. Однако весной это решение было изменено, сейчас рассматривается трасса "Москва – Петербург" стоимостью 1,5 трлн руб. Инвесткомитет ОАО "РЖД" должен 23 августа рассмотреть вопрос о ее проектировании. В ОАО "РЖД" комментариев не дали.

В аппарате вице-премьера Максима Акимова "Ъ" пояснили, что речь не идет об отказе ни от одного из этих проектов: в связи с принятым уже после утверждения КПМИ решением начать реализацию проектов ВСМ с маршрута Москва – Петербург, по этому проекту необходимо представить предпроектную и финансовую модели. Что касается ЕЗК, то речь идет об уточнении состава мероприятий в проекте, поясняют в аппарате вице-премьера, ожидая, что все эти вопросы будут рассмотрены уже в ближайшее время.

Также, согласно протоколу, в транспортную часть КПМИ теперь предложено включать и те мероприятия, которые не будут реализованы до истечения срока действия плана (2024 год), но которые могут способствовать реализации майских указов или системному развитию инфраструктуры в последующие годы. Источник "Ъ", знакомый с причиной принятия этого пункта, поясняет, что он позволит как сохранить в составе КПМИ те мероприятия, реализация которых точно выйдет за рамки его сроков, так и добавить те мероприятия, которые соответствуют стратегическим целям развития инфраструктуры, но не могут в полном масштабе быть реализованы в сроки действия КПМИ.

Он уточняет, что от регионов регулярно поступают предложения о включении в КПМИ проектов, соответствующих этим критериям, и подобная оговорка позволит создать задел на будущее.

Другой собеседник "Ъ" уверен, что ВСМ точно не будет достроена в пределах действия комплексного плана и правительство прекрасно это понимает. То же касается и автодорог – как минимум "Меридиана" в силу его масштаба, говорит источник "Ъ" в дорожной отрасли.

ВСМ очевидно не попадет в срок до 2024 года: к этому нет никаких шансов, какой бы маршрут ни был выбран, уверен глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Если до конца 2020 года хотя бы будет принято решение о маршруте, это будет уже хорошо и к 2024 году можно начать строить, полагает эксперт. По его мнению, оговорка, касающаяся возможности сохранять в КПМИ мероприятия, которые точно выходят за его временные рамки, нужна как раз для проектов, подобных ВСМ, к которым, в отличие от других проектов в КПМИ, будет трудно применить какие-либо KPI, поскольку полностью реализованы они не будут.

Чиновники придумали, как хотя бы начать транспортные мегапроекты.

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1