СМИ об РЖД

Налоги отстали от быстрых поездов

Они не будут платить НДС и налог на недвижимое имущество

Минфин запланировал большие налоговые льготы для строителей и эксплуатантов высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). На них делается ставка в комплексном плане модернизации инфраструктуры, из федерального бюджета на ВСМ будет потрачено 200 млрд рублей за 6 лет. Чиновники хотели было вложить все эти деньги в первый участок ВСМ "Москва – Казань" до Нижнего Новгорода, но президент в апреле поручил проектировать дорогу до Санкт-Петербурга.

До 2024 года начнется строительство минимум одной из этих магистралей, говорил в июне помощник президента Андрей Белоусов, фактически они конкурируют за финансирование. Концессионеры любого из проектов могут претендовать на налоговые льготы, сказано в проекте поправок в Налоговый кодекс, опубликованных на regulation.gov.ru. Аренду инфраструктуры ВСМ, а также ее использование для перевозки пассажиров и багажа Минфин предлагает освободить от НДС до 2060 года и на тот же срок – новое недвижимое имущество, а инфраструктуру ВСМ – от налога на имущество. Льготы должны предотвратить сильный рост налоговой нагрузки на строителей ВСМ, сказано в пояснительной записке.

Законопроект подготовлен, чтобы стимулировать развитие и обновление инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, комментирует представитель Минфина, поправки позволят снизить налоговую нагрузку и будут способствовать развитию регионов, созданию новых рабочих мест и повышению налогового потенциала регионов. Финансовая модель ВСМ до Казани рассчитана с нулевой ставкой НДС для объектов ВСМ, знает представитель Минтранса: это системная мера, она окажет положительный эффект на развитие ВСМ.

Обнуление налога на имущество важно и для привлечения в проект инвесторов, заявил представитель РЖД. 1,6 трлн руб. в такую сумму оценивал стоимость ВСМ Москва - Казань первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин в 2018 году: сумма заложена в финансовую модель проекта, один из ее вариантов предполагал капитальный грант от государства – 700 млрд рублей. В презентации РЖД сумма была еще выше – 1,695 трлн рублей. Основное финансирование проекту должны предоставить частные инвесторы и банки, 200 млрд рублей в строительство вложит РЖД. По поручению председателя правительства Минфин начал рассчитывать эффект налоговых льгот в 2012-2013 годах.

Освободить ВСМ от налога на имущество предложил бывший президент РЖД Владимир Якунин, чтобы ускорить срок окупаемости и снизить нагрузку на бюджет. Льготы предлагал и бывший министр транспорта Максим Соколов. Но Минфин был против. Спустя шесть лет о льготах все-таки удалось договориться. В феврале премьер Дмитрий Медведев пообещал, что льготы проектам ВСМ будут предоставлены. Налог на недвижимое имущество (2,2%) с железнодорожных путей уже платится по льготной ставке: в 2019 году – 1,3%, в 2020 году – 1,6%. Действуют понижающие коэффициенты и для только поставленных на учет железнодорожных путей – 6 лет: в первый год коэффициент ноль, затем – 0,1, к шестому году доходит до 0,8, а с седьмого года платится общий налог. Нулевой НДС уже распространяется на региональные железнодорожные перевозки пассажиров – как пригородные, так и дальнего следования.

Решение ударит по регионам, считает партнер Taxology Алексей Артюх, они все равно понесут нагрузку в связи со строительством ВСМ, но налоговых преимуществ не получат. Льготы для ВСМ идут против тренда – власти отказываются от льгот на налог на имущество с линейной инфраструктуры, чтобы увеличить поступления в регионы, замечает аналитик S&P Карен Вартапетов, но для Москвы и Санкт-Петербурга потери будут незначительными, их бюджет в основном формирует НДФЛ.

Была идея довести льготную ставку налога на инфраструктуру РЖД до общей к 2019 году, частично компенсируя это льготой по налогу на движимое имущество, вспоминает партнер Dentons Василий Марков, но идея освободить инфраструктуру от налога правильная: если решено развивать транспорт, зачем облагать создание новой инфраструктуры налогом? Обнуление налогов может ускорить окупаемость проекта на 30-35%, но самый большой вопрос – какими будут технологии и основное финансирование – остается, говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Хотя этот законопроект вступает в силу с 2025 года, хорошо, что он появился сейчас, когда РЖД просчитывает финансовые модели, и ей важно понимать, какие будут налоговые льготы, говорит партнер KPMG Алиса Мелконян.

Адамчук Ольга, Базанова Елизавета, Мереминская Екатерина

Версия для печати
screenRenderTime=1