СМИ об РЖД

Вузы и техникумы: перезагрузка

В регионе начинается эпоха великих перемен, связанных с образованием.

"Где родился – там и пригодился". Скоро эта пословица приобретет особую актуальность на просторах Московской области. И зазвучит по-новому – с гордостью. В регионе начата колоссальная работа по реформированию профессионального и высшего образования. В чем она заключается? Это выяснил "МК" на брифинге первого заместителя председателя правительства Московской области, министра образования Московской области Ольги Забраловой.

В прошлом году в области насчитывалось 57 тысяч выпускников 9-х классов. 35 тысяч из них выбрали профильное обучение в колледжах. Причем преимущественно в подмосковных, а их на сегодняшний день 49, и принять на первый курс они смогли лишь 18 тысяч человек. Поэтому конкурсы в отдельных учебных заведениях были достаточно большие: от 5 до 7 человек на место. Поступающих соблазняли очень многие факторы: рейтинг техникумов Московской области (по стране он очень высок), бюджетные места (если в прошлом году их было 17 331, то в этом стало 17 892), повышенные стипендии за хорошую учебу (до 17 тысяч рублей), востребованные специальности (в сфере машиностроения, логистики, ремонта автомобилей и так далее).

– Наши колледжи готовят специалистов в рамках "топ-50" – это рейтинг профессий, составленный федеральным Минтрудом, – отметила Ольга Забралова. – 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. В их числе как традиционные сварщики и слесари, так и представители экзотических профессий: операторы беспилотных летательных аппаратов и техники по защите информации, например.

Совсем скоро в регионе появятся новые техникумы: строительные, швейные, кулинарные и многие другие. Более того, в Подмосковье впервые появится колледж РЖД.

– Мы начинаем сотрудничество с "Российскими железными дорогами", – подчеркнула Забралова. – Открываем колледж, где будут готовить студентов специально для работы на транспортной логистике в РЖД. До конца 2019 года запустим образовательный процесс. Уже найдены 3 здания в Орехово-Зуеве, которые нужно оснастить и привести к современному стандарту.

Насколько компетентны выпускники подмосковных колледжей? Это проверяется опытным путем, и не только на рабочих местах. В Подмосковье проводится ежегодный региональный чемпионат компетенции, участники которого демонстрируют свой уровень подготовки. Eсли 4 года назад в нем приняли участие всего 11 человек, то в этом на чемпионате побывало уже более тысячи участников. Кроме того, в области открылось 20 специализированных центров компетенции, в которых работают лучшие специалисты на самом современном оборудовании. Существуют у нас и краткосрочные программы подготовки: обучают специалистов за 4-6 месяцев по конкретным специальностям для конкретных предприятий, которые срочно набирают штат и делают "спецзаказ".

– Существует особая территориальная проблема, которую мы со временем собираемся решить, – рассказала Ольга Забралова. – В городах появляются предприятия, которым нужны специалисты узкого профиля. Их ищут в других регионах, привлекают бонусами, предоставляют съемное жилье, обеспечивают соцпакетом. А вместо этого можно было бы растить кадры под боком. К примеру, в одном подмосковном городе развита деревообрабатывающая промышленность. А местный колледж готовит поваров. Будем думать над тем, чтобы открывать на местах те образовательные учреждения, которые нужны в конкретной местности.

Рассказала первый зампред правительства и о создании целых кластеров, включающих начальную и среднюю школы, кампус и технопарк, где одаренные дети будут получать специальное образование с первых лет учебы и до совершеннолетия. Пока есть две так называемые опорные точки: лицей имени Капицы в Долгопрудном и гимназия имени Примакова в Одинцове, где такие кластеры уже создаются.

А теперь о высшем образовании. В области 6 вузов регионального подчинения. Там обучается почти 40 тысяч человек. Два из шести входят в топ-100 лучших вузов России. Это университет "Дубна" (53-е место) и Технологический университет. Из 120 направлений подготовки этих вузов больше половины – педагогические кадры. То есть Московская область – это кузница учителей. И с педагогическими кадрами, казалось бы, проблем нет. Штат каждой школы укомплектован в среднем на 98%. Тем не менее власти Московской области проводят политику "привлечения" – чтобы лучшие выпускники вузов шли работать именно в подмосковные школы. Ведь с каждым годом учебных заведений становится все больше и больше. В планах правительства за ближайшие 5 лет построить еще как минимум 200 школ.

– Одаренных студентов мы стараемся всячески поддерживать, – подчеркнула Забралова. – Существует именная стипендия "Подмосковье", которая выплачивается раз в полугодие, научный грант губернатора для студентов и аспирантов, социальная ипотека для молодых учителей. Благодаря всем этим мерам 8 из 10 учителей остаются работать в школах Московской области.

Кстати, программа социальной ипотеки в Подмосковье уникальна. Каковы ее условия? Заявитель должен быть младше 45 лет, и стаж его работы должен составлять не менее 5 лет. Кредит дается сроком на 10 лет. Схема работы этой программы следующая. Заявитель отправляет сведения о себе в специальную комиссию. Eсли его кандидатура одобрена, он выбирает любую квартиру в любом городе Московской области. Заключается договор. Первый взнос (порядка половины ее стоимости) выплачивает правительство Московской области. Далее в течение 10 лет областные власти выплачивают "тело кредита", а проценты с оставшейся суммы отдает банку педагог.

Кстати, у учителей Подмосковья жизнь бьет ключом. Для них министерством образования ежегодно проводится форум молодых педагогов. На нем преподаватели обмениваются интересными учебными практиками, знакомятся и набираются опыта.

А чтобы в профессию "учитель" шли только те, кто о ней действительно мечтает и готов остаться в ней на всю жизнь, областное правительство придумало две "фишки". Первая: на вступительных экзаменах в педвузы введено эссе на тему: "Почему я хочу стать педагогом". В 7-10 предложениях абитуриент должен написать, зачем он выбрал этот путь. Надо сказать, по таким коротким строчкам члены комиссии успевают узнать о каждом потенциальном учителе очень многое. В том числе то, насколько нужна человеку работа в школе. Вторая "фишка" – это рейтинг студентов. При поступлении каждый из них получает свое цифровое портфолио, которое просматривают потенциальные работодатели. Eсли студент учится хорошо, не пропускает занятия, участвует в проектах, получает бонусы, значит, он будет находиться в "зеленой зоне" этого рейтинга, а за ней в свою очередь охотятся директора всех областных школ. Но если студент занимается спустя рукава, он будет находиться в "красной зоне", которая работодателей не интересует. Так областные власти хотят мотивировать молодых специалистов на хорошую учебу. Ведь именно им предстоит дать образование нескольким поколениям жителей Московской области. Вопрос его качества очень важен. Как показывают международные исследования, количество учеников в классе не влияет на уровень обучения в тех случаях, если знания дает сильный педагог. И у сильных педагогов практически все дети становятся высокообразованными людьми.

 

Репина Светлана

Версия для печати
screenRenderTime=1