СМИ об РЖД

Система – эффективна

Более 50% обучающихся на бюджетной основе в РУТе (МИИТ) – целевики.

Система целевого приема давно доказала свою эффективность. Оно и понятно – поступающий с самого начала обучения будет уверен в своем профессиональном будущем.

Российский университет транспорта – главный транспортный вуз страны, чьей визитной карточкой давно стала программа целевой подготовки специалистов. Начиная с 1978 года в вузе работает уникальная система кадрового обеспечения отрасли, которая позволяет РУТу гарантировать студентам-целевикам востребованность работодателями, успешность и карьерный рост.

Благодаря описанным бонусам популярность целевого направления среди абитуриентов растет с каждым годом. Факты – вещь упрямая, а согласно ежегодной статистике более 90% выпускников-договорников трудоустроены практически сразу после получения диплома. О том, как работает система целевой подготовки специалистов в университете и как вузу удается поддерживать высокие результаты, корреспонденту "ТР" рассказал первый проректор университета Валентин Виноградов.

– Какие преимущества можно выделить в системе целевой подготовки специалистов?

– Преимуществ осуществления такой подготовки действительно достаточно. На мой взгляд, можно смело выделить три стороны, получающие выгоду от существования системы: работодатель – студент – университет.

Спецификой деятельности железнодорожного транспорта является большое количество линейных предприятий: все они территориально разбросаны, работа носит разъездной характер и должна выполняться круглый год в любых погодных услових. В связи с этим укомплектовать специалистами такие предприятия сложно. Такая возможность появляется только при условии организации направления местных жителей на учебу.

Целевое обучение позволяет университету осуществлять подготовку кадров под потребность работодателя с учетом квалификационных требований к выпускникам, в том числе с учетом стратегии развития компании под новые виды подвижного состава, передовые технологии, ВСМ.

Студент целевого обучения в первую очередь получает гарантию трудоустройства, что является немаловажным преимуществом перед другими выпускниками. Помимо этого работодатель берет на себя расходы на осуществление довузовской подготовки и получение студентом дополнительного образования. Важным преимуществом также становится повышенный уровень мотивации: среди студентов-целевиков наблюдается постоянное соперничество, так как лучшим устанавливается стипендия ОАО "РЖД", выдается направление в магистратуру или аспирантуру.

Для университета же преимущества тоже существенные. Дело в том, что вузы, как правило, занимаются теоретическим обучением, которое в силу своей специфики иногда несколько оторвано от практической деятельности и работы на предприятии. Система целевого обучения позволяет сотрудникам университета сократить разрыв между теорией и практикой: профессорско-преподавательский состав своевременно изучает новые технологии, использующиеся на транспорте, повышает квалификацию и совершенствует свои профессиональные компетенции для передачи их будущим специалистам.

В целом система целевой подготовки специалистов обеспечивает эффективное использование бюджетных средств, оптимальные контрольные цифры приема по специальностям и регионам, а также трудовой баланс в регионе.

– Все ли отношения между вузом и предприятием закреплены соответствующими договорами? Что в них прописано?

– Целевое обучение осуществляется университетом исключительно на основе договоров о целевом приеме между вузом и работодателем, о целевом обучении – между работодателем и студентом. До 2013 года договор носил трехсторонний характер.

Заказчиками на целевой прием граждан являются все структурные подразделения хозяйств, расположенных в границах Московской, Октябрьской (Московский регион), Горьковской, Приволжской, Северной, Юго-Восточной железных дорог, ГУП "Московский метрополитен" и др.

В договорах предусматривается ответственность заказчика и университета: подбор граждан и качественное обучение работодателя и студента, предоставление мер социальной поддержки, трудоустройство и успешное освоение образовательных программ.

На данный момент система готовится к изменениям, которые связаны с подвижками в законодательстве.

– На каких основаниях и кому выдается целевое направление для поступления в университет?

– Основным заказчиком целевого приема в университете является ОАО "РЖД". Заказ компании составляет около 90% от общего количества студентов, обучающихся на условиях целевого приема и целевого обучения. Как правило, большая часть кандидатов проходит дополнительную подготовку к сдаче ЕГЭ, организуемую нашим университетом совместно с железными дорогами. Подобная подготовка проводится за счет средств компании-заказчика, в данном случае – ОАО "РЖД".

Существуют несколько категорий граждан, которые имеют преимущества при отборе кандидатов на целевые места. В первую очередь это лица, направляемые структурными подразделениями филиалов ОАО "РЖД", расположенными в отдаленных субъектах Российской Федерации. И прежде всего это выпускники образовательных учреждений ОАО "РЖД": школ и школ-интернатов, железнодорожных колледжей, техникумов, детских железных дорог, кружков "Юный железнодорожник".

Граждане, прошедшие профориентационную и довузовскую подготовку, победители и призеры олимпиад имеют преимущества при поступлении.

В частности, при отборе кандидатов особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей, работавших на железнодорожном транспорте.

Хотелось бы отметить, что подбор выпускников для поступления в РУТ (МИИТ) ведется на железных дорогах заблаговременно.

– Насколько подвижна и восприимчива к необходимым изменениям, отражающим состояние отрасли, такая система? Своевременно ли обновляется материально-техническая, учебная база?

– Дело в том, что заказ на подготовку специалистов формируется в ОАО "РЖД" в соответствии с потребностью предприятий, рассчитанной на 5-7 лет вперед. Заказ осуществляется исключительно исходя из анализа текучести кадров, увольнения на пенсию, призыва в армию, создания новых рабочих мест, внедрения новых прогрессивных технологий. При этом в саму систему подготовки своевременно вносятся изменения, которые актуальны сегодня для отрасли: внедрение в производство киберфизических систем, подразумевающих интеграцию вычислительных ресурсов в физические процессы, переход на цифровые транспортные платформы, цифровое моделирование и систему управления и т. д.

Предприятия – заказчики целевого обучения по мере возможности принимают участие в оснащении лабораторий и аудиторий университета новейшим оборудованием, тренажерами, компьютерами, мультимедийной аппаратурой. Разумеется, обновление осуществляется в соответствии с изменениями, происходящими на производстве. Своевременный характер переоснащения позволяет повысить качество образования студентов-целевиков и актуализировать их знания.

– Какую часть в процентном отношении к остальным составляют студенты, направленные на обучение предприятием-заказчиком?

– В настоящее время в Российском университете транспорта обучаются 5317 студентов-целевиков, что составляет более 50% от общего количества обучающихся на бюджетной основе. В основном студенты целевого направления подготовки осваивают инженерные специальности: "подвижной состав железных дорог", "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей", "эксплуатация железных дорог", "системы обеспечения движения поездов".

– Интересуются ли на предприятиях успеваемостью студентов-целевиков? Существуют ли отлаженные механизмы контроля качества знаний?

– Безусловно, поскольку подготовка студентов целевого направления тесно связана с их работой на производстве в будущем, заказчик проявляет интерес к ознакомлению с академическими успехами каждого. К механизмам контроля качества знаний можно отнести отчет о результатах прохождения сессии студентами-целевиками, который университет отправляет в организацию по окончании каждого семестра. В частности, в ОАО "РЖД" существуют механизмы поощрения лучших студентов, для материального стимулирования которых учреждается ежемесячная стипендия успешно обучающимся студентам, стипендия начальника дороги, стипендия ОАО "РЖД".

Разумеется, иногда с успеваемостью возникают некоторые проблемы, для решения которых организация-заказчик взаимодействует со студентом, родителями и вузом.

– Сохраняется ли за студентом право проходить производственную практику на любом предприятии или только на том, к которому он прикреплен договором? Существует ли система наставничества?

– Обязательное прохождение практики на предприятии, направившем студента на обучение, предусмотрено договором о целевом обучении. В ОАО "РЖД" производственная практика проходит на оплачиваемых рабочих местах. Это позволяет студенту более тщательно изу чить технологический процесс производства, а предприятию определиться с дальнейшей карьерой выпускника.

Система наставничества в ОАО "РЖД" существует с момента основания компании и регламентируется соответствующими документами. За студентами, прибывшими на производство для прохождения практики, наставник закрепляется сразу же.

– Каковы основания для расторжения договора о целевом обучении и существуют ли санкции за отказ выпускника работать на предприятии?

– Как правило, договор о целевом обучении расторгается по соглашению сторон, в том числе в связи с отчислением студента из высшего учебного заведения, в связи с ликвидацией образовательной организации или организации-работодателя.

Санкции также предусмотрены договором о целевом обучении и на сегодняшний день заключаются в возмещении гражданином, отчисленным из университета, в полном объеме расходов, связанных с предоставлением работодателем гражданину мер социальной поддержки, а также в выплате штрафа в двукратном размере относительно указанных расходов.

– Занимается ли РУТ привлечением абитуриентов на места целевой подготовки?

– Да, причем регулярно. Для привлечения выпускников школ, гимназий, колледжей и техникумов с начала учебного года университет проводит дни открытых дверей, университетские субботы, тематические встречи с потенциальными абитуриентами. Одной из задач таких мероприятий становится своевременное ознакомление учащихся с информацией о программе целевого приема, ее преимуществах и о жизни студента в стенах университета в целом. Эффективность таких встреч была доказана неоднократно, так что от их проведения мы точно не откажемся.

 

Беседу вела Елизавета Карпова, обозреватель "ТР"

Тематика: Образование
Версия для печати
screenRenderTime=1