СМИ об РЖД

14.03.2018Газета "Куйбышевский железнодорожник" (Куйбышевская железная дорога)

Ключевой фактор

Наступивший 2018 год в ОАО "РЖД" объявлен Годом улучшения условий труда и производственного быта.

Александр Соколов, начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Куйбышевской железной дороги.

– Александр Михайлович, как на Куйбышевской железной дороге складывается ситуация с "оздоровлением" рабочих мест?

– Благодаря проводимой работе на дороге продолжена тенденция снижения количества рабочих мест, находящихся во вредных условиях труда. Так, с 2014 года количество рабочих мест, не соответствующих требованиям норм охраны труда, уменьшилось с 30% до 24%. Важно отметить, что рабочих мест с наиболее вредными условиями труда с классами 3.3 и 3.4 на дороге не осталось.

В 2017 году по результатам проведенной специальной оценки условий труда количество рабочих мест, не соответствующих требованиям норм охраны труда, на дороге снизилось на 5%, при этом из-под воздействия вредных производственных факторов выведены более 665 работников.

Инженерным составом дороги, дирекций и структурных подразделений проведена работа по улучшению условий труда на 1683 рабочих местах для 7328 человек, что позволило не только вывести работников в оптимальные условия труда, но и снизить воздействие на работников ряда вредных производственных факторов. Финансирование данных мероприятий составило более 110 млн руб.

На текущий год главным инженером железной дороги утверждена программа по приведению рабочих мест и санитарно-бытовых помещений к эстетическому состоянию. Помимо этого, в настоящее время к плану улучшения условий труда разработана дополнительная программа по снижению классов вредности на рабочих местах за счет проведения комплексных мероприятий. Работа проводится индивидуально с каждой дирекцией, при этом рассматривается каждое рабочее место, находящееся во вредных условиях труда, с принятием решений о выполнении мероприятий на каждом из них.

– Насколько железнодорожные структуры укомплектованы спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ)?

– На сегодняшний день все работники дороги обеспечены спецодеждой и спецобувью в полном объеме. Что касается вновь принимаемых в структурные подразделения работников, то они обеспечиваются летними и зимними видами спецодежды и спецобуви из лимитов, находящихся на складах предприятий. В прошлом году в структурные подразделения региональных дирекции дороги поставлено свыше 649,8 тыс. единиц средств индивидуальной защиты.

– Как проводимая работа отражается на динамике производственного травматизма?

– Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности – одна из основных задач ОАО "РЖД". Политика холдинга в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности направлена на сбалансированное решение социально–экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений компании. Проводимая профилактическая работа позволила в прошлом году снизить уровень производственного травматизма на дороге к уровню 2016 года на 43%.

Для предупреждения производственного травматизма на дороге ежегодно реализуются мероприятия по обучению работников вопросам охраны труда, проводятся целевые проверки на предприятиях, семинары по охране труда, селекторные совещания с руководителями, специалистами дирекций, служб и структурных подразделений, собираются комитеты по безопасности производственных процессов. В 2017 году по охране труда были обучены более 3000 работников, из которых – 606 уполномоченные по охране труда.

Несмотря на это, в ряде хозяйств ситуация пока остается неблагоприятной. В частности, в Куйбышевской дирекции по энергообеспечению и Куйбышевской дирекции по ремонту пути, где в 2017 году было допущено по два случая производственного травматизма. В текущем году в дирекции по энергообеспечению уже допущен один случай травмирования работника. В хозяйстве пути Куйбышевской дирекции инфраструктуры в феврале текущего года также допущен травматический случай с тяжелым исходом.

Основными причинами несчастных случаев явились: нарушение трудового распорядка и дисциплины труда, неудовлетворительная организация и контроль за производством работ, а также неиспользование работниками средств индивидуальной защиты.

– Опять сказался пресловутый "человеческий фактор?

– К сожалению, да. С 2014 года на дороге проводится работа по оценке влияния "человеческого фактора" на возникновение случаев травм на производстве и определения доли ответственности причастных работников к этому событию. Проводимый анализ показывает, что случаи травмирования работников, как правило, происходят из-за невыполнения руководителями и работниками тех или иных требований инструкций, правил и технологических процессов.

Вопрос соблюдения дисциплины – достаточно сложный. В корне изменить ситуацию не удастся, пока не будет сформирована культура безопасности. Это задача, для реализации которой важны участие и заинтересованность каждого работника, которым нужно понимать риски травмирования и учитывать их в своей ежедневной производственной деятельности.

– Насколько результативно действует институт уполномоченных по охране труда?

– Уполномоченные лица по охране труда проявляют себя надежным, я бы даже сказал основным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в организациях. Они участвуют в трудовом процессе предприятия и, находясь среди работников, могут осуществлять постоянный контроль как за соблюдением работодателем нормативных локальных актов по охране труда, так и контролировать выполнение работниками своих обязанностей по охране труда.

На предприятиях нашей дороги институт уполномоченных достаточно солидный – в него избраны 2150 человек. В 2017 году уполномоченными по охране труда было проведено более 32,7 тыс. проверок, а также выдано более 25 тыс. предложений по улучшению условий труда на рабочих местах.

Их энергичность и заинтересованность не остаются незамеченными. За активное участие в реализации мероприятий по сокращению производственного травматизма и проявленную при этом инициативу присвоено звание "Лучший уполномоченный по охране труда на железнодорожном транспорте" 10 работникам Куйбышевской железной дороги. Денежными премиями и ценными подарками от работодателя поощрены 112 работников, еще 157 человек отмечены профсоюзными организациями.

Мы рассчитываем, что и в дальнейшем уполномоченные лица по охране труда останутся такими же активными и надежными помощниками, ведь без вовлечения всего персонала в совершенствование технологических процессов, направленных на улучшение безопасности труда, положительных результатов не добиться.

– Какие задачи предстоит реализовать на Куйбышевской магистрали в течение 2018 года?

– Тематическая направленность года только подтверждает значимость проводимой работы. Нам предстоит обеспечить достижение целевых показателей производственного травматизма в дирекциях и структурных подразделениях в части снижения случаев травмирования работников и недопущения случаев со смертельным исходом. Среди ключевых задач – выполнение мероприятий, установленных программой улучшения условий и охраны труда, а также обеспечение соблюдения законодательства при проведении специальной оценки условий труда и улучшения их условий на рабочих местах. И, конечно же, в 2018 году в центре внимания остается выполнение программы по приведению рабочих мест к требованиям норм охраны труда и снижению классов вредности рабочих мест.

 

Фото: Петр Гридин.

 

Никита Демидов.

Версия для печати
screenRenderTime=1