СМИ об РЖД

21.06.2019Газета "Вперед" (Юго-Восточная железная дорога)

Природа постоянства

У машиниста эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский своя "константа": даже не помышлял сворачивать с выбранного пути, вот и растянулась стальной колеей целая жизнь, наполненная особым смыслом и подчиненная четкому железнодорожному распорядку.

На расспросы в попытке разгадать природу постоянства улыбается: "Уже ушли на пенсию мой ученик Владимир Серебрянский и наставник, машинист-инструктор Сергей Помазков, а я работаю и работаю. Не думал и не гадал, что так получится. Родился и вырос на станции Долбино, привычно засыпал под грохот поездов, но чтобы детская мечта… такой не было".

Школу покидать не спешил, остался в ее стенах преподавать физкультуру, а возвратившись после 2-летней службы в армии, обучал старшеклассников военному делу. Дружил со спортом, занимался бегом и лыжами.

Подтянутого, спортивного паренька приметил и убедил податься в депо Белгород старейший работник предприятия, фронтовик Василий Федорович Деденев. Доверившись авторитетному локомотивщику, Александр в 24 года отучился в техшколе на помощника машиниста, а вскоре получил и права машиниста. Пригодились они через 5 лет.

…Обязательный полуденный сон предварял нашу встречу перед ночной сменой. Привычно плакали, провожая, внуки Ярослав и Станислав 3 и полутора лет. С дедушкой повезло – все свободное время посвящает их воспитанию. Семья, как и работа, у него одна на всю жизнь. Построил дом, правда, с помощью родителей, и вырастил сына. Следуя расхожей формуле счастья, мой собеседник с одинаковой радостью спешит на очередную смену и обратно домой.

"Когда делаешь работу на совесть, получаешь удовлетворение, – признается. – Отвечаю сам за себя, очень большой круг обязанностей, но мне эти заботы по душе. Самое сложное – самоконтроль, в течение 12 часов – никаких посторонних мыслей! Влияние человеческого фактора никто не отменял".

…"Вижу белый с 3-го пути, стрелки по маршруту", – оживает неусыпная радиосвязь. Разрешающе подмигивает в ночи маневровый светофор: вперед, машинист Геращенко! Повинуясь человеку за правым крылом, послушно трогается 120-тонная громадина ЧМЭ3. Больше 30 лет бессменной вахты – это по человеческим меркам немного, для локомотива же возраст солидный. Послужил на славу старина, а как сохранился: до сих пор содержится в идеальном состоянии, на комиссионных осмотрах – одни "пятерки". Весь секрет, по мнению Александра Геращенко, в заботливом уходе:

"Закрепленный тепловоз – это второй дом. Машина выкрашена, вымыта, очищена, блестит как с иголочки, на такой приятно работать".

Трудовой путь начинал на станциях Дергачи и Разумное, и вот уже более 20 лет на Крейде с бессменным попутчиком, тепловозом-кормильцем, который знает как свои 5 пальцев.

В маневровом движении с ветерком не прокатишься – не те скорости, а сложностей не меньше. Работа "в одно лицо", когда в помощниках у машиниста только 2 зеркала, требует предельной концентрации.

Тем более на станции Крейда, хозяйство которой испещрено переездами да переходами: пренебрегая опасностью, то и дело норовят проскочить лихачи, под колесами снуют люди. Глаз да глаз нужен.

Хорошо, что в прошлом году здесь построили пешеходный переход со световой и звуковой сигнализацией, стало гораздо легче. Сегодня расположенная в промышленной зоне грузовая станция 2 класса в среднем за смену перерабатывает, подает и убирает порядка 150 вагонов, здесь заняты 2 маневровых тепловоза.

Ни на минуту не смыкает глаз в полноводье разномастных грузов станция Крейда. Нескончаемым потоком стекаются и расходятся они по 3 веткам – на Харьков, Курск и Готню. Длинными вереницами вагонов заходят поезда – только успевай принимать. Расформировать – поставить на фронты выгрузки-погрузки – собрать обратно и отправить, – обычное дело. Раньше около сотни предприятий обслуживали, теперь немногим меньше.

"Машинист поезда на 3 пути, состав закреплен, отцепляйтесь". – "Вас понял, отцепляюсь".

Особо распространяться о себе наш герой не любит, поясняя:

"Что же я сам себя хвалить буду? Работаю как все".

Председатель первичной профсоюзной организации Владимир Горбатенко, который в свое время прошел на предприятии путь от помощника машиниста до заместителя начальника, отмечает:

"Его отличает скромность. Профессионал своего дела, отзывчивый товарищ, опытный наставник, через руки которого прошло много молодых машинистов. Всем помог стать "на крыло". Я пришел в депо в 1979 году, а Геращенко уже работал. У него призвание быть машинистом".

40 лет (юбилей был в мае) промелькнули как один день. К пенсионному возрасту вплотную приблизился 8 лет назад, однако уходить на заслуженный отдых не спешит:

"Планирую еще поработать. Дома сидеть не хочу, там быстро состаришься, а здесь – движение. С этим трудно расстаться. Коллектив хороший, дружный, боевой. Ну где еще такой встретишь? Только на железной дороге. Люди вернулись из армии и всю жизнь трудятся. Нас в депо трое старожилов осталось. Кроме меня, еще Алексей Цыганков и Виктор Винокуров по 40 лет отработали, тоже заняты в маневровом движении".

Несмотря на то, что Александр называет себя "самым старым в депо", его физической форме может и молодежь позавидовать. Крепкий, выносливый. Здоровый образ жизни – часть настоящей мужской профессии, особенно если учесть жесткие требования минздрава к состоянию машиниста.

Ветеран труда, отмечен медалью "100 лет профсоюзам России". Вручение солидного знака совпало с награждением коллектива эксплуатационного локомотивного депо Белгород-Курский – лидера отраслевого соревнования за 1 квартал 2019-го. Конечно, не случайно.

"Есть и мой скромный вклад в общей победе, – считает Александр Геращенко. – А как же? Трудимся в коллективе, где один за всех, и все за одного. Безопасность движения для каждого на первом месте. Какие качества необходимы машинисту? Внимательность, серьезное, ответственное отношение к работе: вовремя приходить, отдыхать перед сменой, чтобы не заснуть и не допустить происшествий. Свою профессию надо любить".

Подумалось, может, в этом и заключается секрет постоянства?

 

Фото: Галина Мостипан

Галина Мостипан

Версия для печати
screenRenderTime=1