СМИ об РЖД

Парламентский контроль

Сенаторы обсудили ход реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Председатель Временной комиссии СФ по осуществлению парламентского контроля за ходом реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в части транспортной инфраструктуры Александр Бабаков провел очередное заседание, посвященное реализации федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит".

В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД", Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы РФ.

Как сказал первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" будет переформатирован в национальный проект. По его словам, Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс, что позволяет вносить изменения в рамках данного национального проекта через бюджетную роспись, это даст возможность более гибкого управления проектом.

"Основная задача – переориентировать грузы, которые идут через морские порты Китая и Европы, на транзит по сухопутной территории РФ, подключить российские порты и задействовать весь транзитный потенциал, чтобы привлечь дополнительные доходы от перевозки грузов, – пояснил Иннокентий Алафинов. – Расшивая "узкие места" и увеличивая пропускную способность по грузам, мы подспудно решаем задачу, связанную с увеличением скорости и тактовой частоты пассажирского транспорта. За последние 2-3 года уровень роста пассажирских перевозок и их доходности превышает уровень роста по грузовым перевозкам".

В рамках федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит" предусмотрена реализация 9 проектов ОАО "РЖД" с общим объемом финансирования 1,2 трлн рублей в период 2019-2024 годов, в том числе 1,1 трлн рублей за счет средств ОАО "РЖД" и 0,08 трлн рублей за счет средств ФНБ.

Основными целями и показателями федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит" являются: увеличение скорости перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы РФ, до 7 дней и увеличение объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза к 2024 году; увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в 1,5 раза до 180 млн тонн; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна до 125,1 млн тонн; увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна до 145,6 млн тонн.

Мероприятия по увеличению скорости и объема транзита контейнеров железнодорожным транспортом направлены на развитие трех транспортных коридоров: "Европа – Западный Китай", "Восток - Запад" и "Север – Юг". В результате сроки доставки контейнерных грузов к 2024 году составят: по транспортному коридору "Европа - Западный Китай" – 1,6 суток; "Восток – Запад" – 7 суток; "Север - Юг" – через иранский порт Бендер-Аббас – 2,1 суток. Средняя скорость доставки транзитного контейнеропотока составит 1319 км/сут., что приведет к увеличению общего объема транзита контейнеров к 2024 году до 1656 тыс. ДФЭ.

Паспортом федерального проекта предусмотрено финансирование за счет средств ОАО "РЖД" в объеме 202,3 млрд рублей.

за период 2019-2024 годов. Как сказал заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Макаров, в рамках этого проекта предполагается строительство 555 км дополнительных главных путей, реконструкция 24 станций, строительство обходов станций Чита и Тайшет, которые на сегодня являются "узкими местами" на Восточном полигоне, обеспечение тягового электроснабжения на протяжении 1300 км, ликвидация кривых малого радиуса на Забайкальской железной дороге. В 2019 году планируется разработка проектных решений по трем крупным объектам, в 2020 году порядка 100 объектов будут запущены в проектирование в полном объеме.

Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза будет проходить в два этапа. Предусмотренное в комплексном плане финансирование на период 2019-2024 годов составит 673,3 млрд рублей, из которых 593,3 млрд рублей – это средства ОАО "РЖД", 80,0 млрд рублей – средства ФНБ. Модернизация БАМа, ее Восточного полигона, закончится в 2020 году, что увеличит провозную способность до 123 млн тонн.

Андрей Макаров обратил внимание сенаторов на то, что в особо охраняемой зоне Байкала существует ряд ограничений на проведение буровзрывных работ открытым способом, движение колесной техники, устройство временных городков, что тормозит проведение работ. Сегодня в Госдуму внесены дополнения и изменения в действующее законодательство, чтобы данный проект был реализован в срок.

Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна предполагает строительство 340 км вторых путей и реконструкцию 15 станций. Прогнозируемый объем грузовых перевозок к 2020 году составит 125,1 млн тонн (в 2017 году – 84,0 млн тонн). На период 2019-2020 годов предусмотрено финансирование в объеме 40,7 млрд руб. за счет средств ОАО "РЖД".

В текущем году планируется завершить строительные работы в рамках проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань". В феврале 2019 года ОАО "РЖД" уже открыло движение грузовых поездов по обходу Краснодарского железнодорожного узла. Кроме всего прочего, реализация этого проекта позволит запустить и пассажирское движение, заметил Андрей Макаров.

Проект строительства западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм позволит пропускать прогнозируемый объем в размере не менее 49,2 млн тонн грузов по направлению к портам Азово-Черноморского бассейна в обход города Саратов. Для обеспечения прогнозируемого объема в направлении портов Азово-Черноморского бассейна требуется строительство двухпутного электрифицированного западного обхода Саратова длиной около 69 км. На эти цели предусмотрены 56,9 млрд рублей за счет средств ОАО "РЖД" на период 2019-2023 годов.

Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна также предусматривается финансировать за счет средств ОАО "РЖД" в объеме 184,7 млрд руб. на период 2019-2024 годов. Прогнозируемый объем грузовых перевозок к 2024 году составит 145,6 млн тонн.

Мероприятия 2019 года по увеличению пропускной способности подходов к портам Северо-Западного бассейна предусматривают завершение строительства и ввод усиленного железнодорожного подхода к порту Усть-Луга (южный берег Финского залива), создание нового парка обслуживания грузовых составов станции Каменногорск, реконструкцию станции Ермилово и ряда других объектов инфраструктуры.

Развитие Пермского железнодорожного узла предполагает строительство нового железнодорожного обхода города Пермь со строительством мостового перехода через реку Кама.

Также паспортом федерального проекта предусмотрено развитие направления Пермь – Соликамск за счет средств ОАО "РЖД" в объеме 9,6 млрд рублей на период 2019-2024 годов. Прогнозируемый объем отправления грузов из Березниковско-Соликамского узла к 2025 году составит 31,9 млн тонн.

Наконец, строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского приведет к повышению транзитного потенциала железнодорожной сети России в направлении Европа – Россия – страны АТР, а также к повышению уровня социально-экономического развития Дальнего Востока и о. Сахалин. Протяженность линии составит 585 км, включая железнодорожный мостовой переход через пролив Невельского протяженностью 6 км. Реализация данного мероприятия планируется при дополнительном финансовом обеспечении, а также при условии подтверждения прогнозной грузовой базы (36,9 млн тонн) и финансирования из внебюджетных источников. Потребность в финансировании данного проекта оценивается в 539,3 млрд рублей.

По итогам обсуждения временная комиссия рекомендовала субъектам РФ, на территории которых осуществляется реализация федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит", оказывать всестороннее содействие уполномоченным организациям и ведомствам при реализации данного федерального проекта.

По информации председателя Александра Бабакова, в конце июня состоится очередное заседание, посвященное реализации федерального проекта "Транспортно-логистические центры".

Ларионова Татьяна

Версия для печати
screenRenderTime=1