СМИ об РЖД

В обход "Транснефти"

Пустил "ЮКОС" экспортную нефть

    Минуя систему "Транснефти", компания вывезла за рубеж почти 20 млн т сырья, что составляет 40% от своего экспорта. В компании говорят, что в 2004 г. объем экспорта нефти по железной дороге может достичь 50%. 
     В минувшую пятницу зампред правления "ЮКОСа" Юрий Бейлин заявил в Нефтеюганске журналистам, что в 2003 г. компания в 1,9 раза увеличит экспорт нефти с использованием железнодорожного транспорта - с 10,6 млн т до 19,9 млн т. Всего же "ЮКОС" экспортирует, по предварительным подсчетам, 49,5 млн т. Таким образом, доля экспорта "ЮКОСа" по альтернативным "Транснефти" маршрутам составит 40%. 
     В последние годы этот показатель у компании растет очень высокими темпами: если в 2001 г. на комбинированные маршруты пришлось 3,8 млн т, или 14% от общего объема экспорта, то в 2002 г. - уже 29%. И это при том, что в прошлом году экспорт "ЮКОСа" по системе "Транснефти" даже снизился почти на 1,5 млн т.
     Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров отмечает, в поиске и организации новых экспортных маршрутов "ЮКОС" является безусловным лидером в российской нефтяной отрасли. "Другие компании не склонны сообщать, сколько сырья они пустили мимо "Транснефти", - говорит эксперт, - однако, согласно общеотраслевой статистике, в 2001 г. на альтернативный экспорт пришлось 9% от его общего объема, в 2002 г. - 13% и в текущем году - 21% ". 
    Представитель "ЮКОСа" сказал "Ведомостям", что, по предварительным прогнозам, в 2004 г. доля экспорта с использованием железнодорожного транспорта может вырасти до 50%. Дальнейший рост, по его словам, уже вряд ли возможен, так как существенно возрастают риски для финансового состояния компании. 
    Собеседник в "ЮКОСе" отмечает, что если в прошлом году экспорт тонны нефти по комбинированным маршрутам стоил на $31 дороже, чем по магистральным трубопроводам, то в 2003 г. этот разрыв составил уже $40. "Хотя цены на нефть в этом году и выше, но железнодорожные тарифы выросли еще больше", - говорит он. Однако, если цены упадут ниже $20 за баррель и альтернативный экспорт перестанет быть рентабельным, "ЮКОС" не сможет прекратить его, так как большинство поставок, как и у других крупных компаний, осуществляется по долгосрочным контрактам, которые нужно выполнять. "В этом-то и состоит главный риск комбинированных маршрутов, - констатирует собеседник "Ведомостей". - При неблагоприятной конъюнктуре они могут потянуть назад всю экономику компании". 
     Представитель конкурирующей компании признает, что "ЮКОС" - действительно передовик железнодорожного экспорта. По его мнению, сейчас он по своей эффективности несколько уступает нефтепереработке на российских заводах - при том что затоваривания на внутреннем рынке нет и цены достаточно высоки. "Однако это не значит, что нужно сокращать использование железной дороги при экспорте нефти, - говорит он. - В долгосрочной перспективе эти поставки оправдают себя, ведь бросить рынок очень просто, а восстановить его - гораздо сложнее". 
     Но Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " считает, что в дальнейшем такого бурного роста железнодорожного экспорта не будет, либо он вовсе прекратится за счет расширения системы "Транснефти" и снижения темпов роста добычи.

Александр ТУТУШКИН

Версия для печати
screenRenderTime=1