СМИ об РЖД

06.12.2019Газета "Железнодорожник Поволжья" (Приволжская железная дорога)

От науки к производству

Приволжская железная дорога и Волгоградский государственный университет (ВолГУ) подписали соглашение о сотрудничестве в области инновационного развития. Технические предложения рассмотрели 4 декабря в рамках регионального технико-технологического совета главных инженеров магистрали. Мероприятие прошло на базе вуза.

– Программа развития ВолГУ включает в себя реализацию проектов, решающих проблемы предприятий в части практического применения научных исследований. Когда к нам обратились представители Приволжской дороги с конкретным инновационным запросом, мы откликнулись на предложение. Для ученых это возможность реализовать навыки, а для студентов – тренировка в рамках практико-ориентированного обучения, – рассказывает первый проректор, доктор экономических наук, профессор Алла Калинина. – Мы готовы предложить заказчику как уже имеющиеся разработки, так и развивать собственную техническую базу по заказу партнеров. Мы продолжим точечное взаимодействие по конкретным проектам, востребованным на Приволжской магистрали в области телекоммуникаций, математического моделирования и реверс-инжиниринга.

Директор института приоритетных технологий, доктор физико-математических наук, профессор Ирина Запороцкова презентовала технологию создания и возможности применения новых полимерных композиционных материалов для железнодорожной инфраструктуры. Например, железобетонные пригородные пассажирские платформы разрушаются под воздействием погодных явлений и вибраций от подвижного состава. Задача – продлить срок службы объекта до 60 лет и более. Чтобы повысить прочность покрытия платформы, ученые предложили армировать его углеродными наноматериалами. Как уверяют разработчики, это смесь нового поколения. Применение запатентованной инновации на десятилетия обеспечит их использование без ямочного ремонта. Углеродные нанотрубки предлагается также вводить в композиционные полимеры. Получившийся материал напоминает жидкую резину. Им можно покрывать металлические конструкции платформ, для того чтобы исключить ежегодную покраску и обработку от ржавчины.

– Использование композиций на основе нанотрубок увеличивает в 1,5–2 раза качественные характеристики защитных покрытий, лакокрасочных материалов, клея и герметика, – поясняет Ирина Владимировна. – Нанотрубки применимы и для улучшения горюче-смазочных материалов. Разработанную присадку мы назвали нано-oil. Она повышает сопротивление старению и "залечивает" трещины на металлических деталях. С такой добавкой менять масла придется значительно реже.

Обеспечить сохранности особо ценных грузов позволит наномаркировка. Она не визуализируется, в отличие от механических и лазерных аналогов, и гарантирует 100-процентную защиту от подделки.

Для автоматической системы оповещения работников на путях о приближающемся поезде заведующий кафедрой телекоммуникационных систем, кандидат технических наук, доцент Евгений Семенов предложил использовать беспроводные технологии. С их же помощью можно контролировать освещение на платформах, что позволит сократить расход энергоресурсов, а также дистанционно управлять инженерными системами.

Заведующий кафедрой радиофизики, кандидат физико-математических наук, доцент Андрей Якимец презентовал систему измерения расстояния между рельсом и остряком. Ученый предлагает автоматизировать ручной способ установкой датчиков измерения магнитного сопротивления металлических деталей. Данные будут передаваться на компьютер оператора автоматически.

Заинтересовали железнодорожников системы в области геоинформационных технологий и моделирования пространственных данных. Доцент, кандидат физико-математических наук Сергей Храпов занимается составлением цифровой модели рельефа. Так, группой разработчиков была воссоздана Волго-Ахтубинская пойма. С помощью программно-аппаратного комплекса "ЭкоГИС" возможно прогнозировать динамику затопления территорий в случае прорыва плотины, сезонных и ливневых паводков, а также осуществлять экспертизу гидротехнических сооружений.

Практическое применение ГИС главные инженеры увидели в создании цифровой модели зданий и сооружений в текущем состоянии. Это позволит оценить степень их износа и обеспечить долгосрочное планирование капитального ремонта в автоматическом режиме. Использование геосканера позволит вычислить местонахождение блиндажа-штольни, в котором был расположен штаб командующего Сталинградским фронтом генерала армии Андрея Ивановича Еременко в 1942 году, на склоне поймы реки Царица, где планируется продлить полигон Приволжской детской железной дороги.

В лабораториях 3D-прототипирования, реверс-инжиниринга и аддитивного производства осуществляется 3D печать твердотельных моделей, создание чертежей на их изготовление, а также производство металлических изделий из порошков нержавеющей стали и алюминия.

– Короткие маталлоконструкции не льют, а печатают. Это востребованное направление, которое позволяет облегчить конструкцию, уменьшить отходы и при этом гарантировать прочность изделия за счет оптимизации дизайна, – рассказывает Сергей Сергеевич. – Мы проводили испытания по изготовлению промышленной детали для крупной сталелитейной и горнодобывающей компании. Результат ее внедрения в производство – снижение финансовых затрат на 40%, сокращение массы изделия при неизменном функционале на 50% и уменьшение сроков изготовления и поставки на 400%.

Предложение может быть востребовано на железной дороге для производства некрупных партий деталей для специфической техники и неподвижных частей пути, которые не требует частой замены и массовых закупок.

– Мы обменялись подписанными соглашениями о намерениях. Следующий этап – заключение финансовых договоров с выдачей технических условий, – комментирует заместитель начальника службы технической политики, начальник технологического отдела Приволжской железной дороги Руслан Султанов. – Предварительно мы проведем рабочее совещание, чтобы понять, как кафедры справляются с нашими заданиями. Когда мы увидим результат, тогда примем решение о финансировании проектов и выпуске опытной партии. Этот процесс будет ускорен со следующего года, когда на полигоне дороге начнет функционировать специальная площадка – отдел инновационных разработок.

Как сообщил Руслан Бисолтович, сегодня Приволжская дорога занимает 3-е место по сети в области активного сотрудничества с внешней инновационной средой. Уже разработано 10 стартапов, предложенных вузами и индустриальными партнерами. Соглашения подписаны как с предприятиями полигона магистрали, так и из Казани, Санкт-Петербурга и Московской области.

 

Фото: Любовь Каретникова

Любовь Каретникова

Версия для печати
screenRenderTime=1