СМИ об РЖД

Белоусов выступил за "отдельное решение" по дивидендам РЖД, Мишустин готов провести совещание

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, курирующий вопросы развития транспорта, предложил "принять отдельное решение" по вопросу о дивидендах ОАО "Российские железные дороги".

"У нас сейчас есть некоторая рассогласованность в уже принятых решениях. Например, по дивидендам РЖД у нас уже в принятом законе об бюджете стоит уплата дивидендов (в размере) 69 млрд руб., а в соответствии с принятыми сегодня решениями эта цифра расчетно увеличивается до 86 млрд руб. При этом в финансовом плане "Российских железных дорог", который утверждался правительством, эта цифра равняется нулю", – отметил чиновник на заседании правительства РФ в четверг.

"Я думаю, это надо на закрытом совещании у меня обсудить. Предлагаю собраться", – ответил на это премьер-министр РФ Михаил Мишустин. "Да, надо обсудить. Я прошу включить в протокол, что надо принять отдельное решение по этому вопросу ", – сказал Белоусов. В чем именно заключается это "отдельном решение", он не уточнил. "Тогда совещание запланируем", – заключил глава кабинета министров.

Вопрос о дивидендной политике "Российских железных дорог" активно обсуждается последние несколько лет в свете общего подхода к распределению прибыли государственных компаний. Монополия предлагала в 2019-2025 гг. выплачивать дивиденды только на привилегированные акции (в 2019 г. – 10 млн руб., с 2020 г. – по 4,5 млрд руб. ежегодно, то есть за 6 лет в сумме – около 27 млрд руб.) с одновременным реинвестированием остальной части чистой прибыли в проекты, предусмотренные долгосрочной программой развития (ДПР) компании.

Однако ожидания министерства финансов РФ в корне расходились с идеями РЖД. За трехлетку предусматривались поступления от монополии в размере около 200 млрд руб. "(Эти выплаты) соответствуют принципу "30-40-50", который заключается в двухгодичной отсрочке перехода на 50% от чистой прибыли по МСФО (базовый норматив) и выплате на обыкновенные акции 30/40/50% чистой прибыли по МСФО по итогам 2018/2019/2020 гг., соответственно. В отношении остальных АО с государственным участием предусмотрен единый подход к дивидендной политике, состоящий в выплате дивидендов в соответствии с базовым нормативом. В отношении "Российских железных дорог" сделано исключение", – отмечал ранее Минфин.

В результате правительство РФ как акционер монополии утвердило решение о выплате дивидендов по итогам 2018 г. в размере более 13,364 млрд руб. (с учетом "префов"). Это соответствовало 72,78% от годовой чистой прибыли компании по РСБУ и примерно 37,8% по МСФО. Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2018 г. составила 18,363 млрд руб., по МСФО – 35,4 млрд руб.

В 2019 г. чистая прибыль ОАО "Российские железные дороги" по РСБУ, по оперативным данным, составила 53,457 млрд руб., сообщал генеральный директор компании Олег Белозёров. В 2020 г., по его словам, показатель ожидается на уровне 50 млрд руб. По МСФО монополия отчитается позднее.

При этом с учетом дискуссии о выплате 50% от чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов, глава РЖД давал понять, что в случае принятия такого решения потребуется изменение ДПР компании. "В долгосрочной программе развития прописано, что при изменении условий, в том числе подхода (к дивидендам) будем пересматривать программу", – говорил он "Интерфаксу".

Версия для печати
screenRenderTime=1