СМИ об РЖД

РЖД считают окупаемой программу "цифровой трансформации" до 2025 года

ОАО "Российские железные дороги" оценивает накопленный до 2025 года эффект от программы цифровой трансформации в 153 млрд руб. при инвестициях в 100 млрд руб., сообщил на брифинге директор монополии по информационным технологиям Евгений Чаркин.

Он напомнил, что документ был утвержден на заседании совета директоров компании 28 октября. По словам менеджера, стратегия получила высокую оценку участников этого органа управления, включая экс-главу Австрийских железных дорог (OBB) Кристиана Керна.

В программе определены концептуальные основы и принципы трансформации компании в условиях цифровой экономики, приоритетные направления цифровизации, а также необходимые для изменений ресурсы и технологии. Они призваны внедрить в группе РЖД инновации и прорывные технологии, изменить корпоративную культуру, повысить эффективность и сформировать новые бизнес-процессы, а также расширить набор предлагаемых рынку услуг.

В ходе реализации стратегии предполагается формирование восьми цифровых платформ, в том числе – в области мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, линейной инфраструктуры, электронной коммерции, управления перевозочным процессом и тяговым подвижным составом, непроизводственных процессов.

Для этого будут реализованы более 50 проектов на базе таких цифровых технологий, как хранение и управление "большими данными", распределенные реестры, промышленный интернет вещей, квантовые вычисления.

В частности, в сфере грузовых перевозок планируется создание интегрированной CRM-системы взаимодействия с клиентами, внедрение смарт-контрактов (оформление перевозки с разными участниками логистической цепочки) на блокчейн-платформе (протестированы на Северо-Западе РФ), развитие электронной торговой площадки. Эти опции обеспечат индивидуальный подход к клиентам "на основании истории взаимоотношений и их потребностей", а также продажу комплексных транспортных услуг с подтверждением заявок и получением справок на удобном дистанционном портале. В итоге должны вырасти доля ж/д перевозок и доходы от дополнительных сервисов.

Мультимодальную электронную систему в пассажирском сегменте планируется запустить уже в 2020 г. Она предполагает комплексную перевозку пассажиров "от двери до двери" с привлечением сторонних перевозчиков из других видов транспорта. Также предполагается создать площадку для продажи пассажирам дополнительных услуг. Это позволит компании увеличить комиссионные доходы и консолидировать трафик в одном месте для будущей монетизации, а также повысить лояльность пассажиров.

Внедрение интеллектуальных систем управления в перевозочном процессе, а также цифровизация работы станций и обслуживания клиентов в местах выгрузки и погрузки должны будут повысить скорости планирования перевозок, снизить влияние человеческого фактора, нарастить производительность тягового подвижного состава, снизить потери от неграфиковых задержек и остановок поездов.

В локомотивном комплексе планируется реализовать проекты "умный локомотив" и "цифровое депо" (обслуживание техники на основе получаемых данных о ее состоянии), "доверенная среда локомотивного комплекса" (открытая платформа данных производителя, пользователя и сервисной компании). Эти технологии позволят компании иметь точное понимание о текущем состоянии подвижного состава за счет дистанционной и автоматизированной диагностики, а ремонтные работы будут проводиться не по нормативному графику, а по факту износа оборудования. Это позволит удешевить сервис за счет большего межремонтного периода и меньших внеплановых простоев.

Похожий принцип планируется применять при обслуживании линейной инфраструктуры "по фактическому состоянию". Наряду с цифровым моделированием в строительстве и эксплуатации (BIM) и автоматизированной диагностики объектов предполагается ускорить и удешевить проектирование и строительство, а также снизить эксплуатационные расходы.

Также, по словам Чаркина, предполагается автоматизация работы терминально-складского комплекса – внедрение нового софта, роботов для операций на складе, датчиков, которые позволят более точно планировать и учитывать использование ресурсов.

Отдельный блок программы посвящен оптимизации корпоративных процессов – за счет электронного документооборота и налогового мониторинга (с доступом данных со стороны налоговой службы), а также цифрового HR и сервисов для потенциальных сотрудников. В частности, планируется применять искусственный интеллект для рутинных операций. Как ожидается, это повысит производительность труда, сократит сроки заполнения вакансий, снизит риски и административные затраты.

По словам Чаркина, стратегия потребует создания до 2025 г. более 2,5 тыс. новых рабочих мест – "разработчики, аналитики, люди, которые должны управлять данными, технологи, которые должны переложить в цифровые процессы". В том числе под эти цели предполагается переучивать и действующий персонал.

"Казалось бы, машинист должен уйти как профессия. Не будет машиниста при появлении беспилотного локомотива, с одной стороны. С другой стороны, должен быть человек, который выполняет инженерную функцию, который должен обучать систему с компонентами искусственного интеллекта, по сути, быть оператором тягового состава. Это пример изменения компетенций и появления новых профессий", – отметил менеджер.

"После оцифровки рутинных операций люди, которые ими занимаются, должны поменяться с точки зрения компетенций на людей, которые занимаются больше аналитикой, управлением данными. То есть произойдет появление новых профессий, в том числе", – добавил он.

Согласно материалам РЖД, инвестиции в создание цифровой платформы пассажирских перевозок оцениваются в 7,43 млрд руб., грузовых – в 9,65 млрд, транспортно-логистических узлов – в 9,08 млрд, линейной инфраструктуры – 15,93 млрд, автоматизация управления перевозочным процессом – в 3,9 млрд, локомотивами – в 4,29 млрд, внутренними процессами – в 13,37 млрд рублей.

Стратегия предполагает, что к 2025 г. доля электронных билетов в поездах дальнего следования достигнет 70%, цифровых услуг при грузовых перевозках и сопутствующих сервисов – 75%, электронных документов для взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международный транзит) – 90%, операций обслуживания клиентов без участия человека – 55%. Количество пользователей в группе "Российские железные дороги", использующих отечественное программное обеспечение, планируется довести как минимум до 70%.

Версия для печати
screenRenderTime=1