СМИ об РЖД

14.11.2019ТАСС

Ближе к земле: как Россия заработает на экспортных маршрутах

Еще десятилетие назад логистические потоки из Европы в Азию и наоборот почти целиком шли по морю, в основном через Суэцкий канал. За несколько лет РЖД и ее партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, часть акций компании принадлежит железным дорогам Белоруссии и Казахстана), а также другим российским операторам удалось переманить часть контейнерных грузов на железную дорогу. Предоставление услуг и железнодорожные инфраструктуры приносят прибыль в российский бюджет: эти доходы входят в категорию "Экспорт услуг", часть национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

Теперь Российскому экспортному центру (входит в группу ВЭБ.РФ), таможне и операторам предстоит, используя сформировавшиеся транзитные маршруты, наращивать экспорт товаров в Азию и Европу, рассказали участники сессии "Логистика международной торговли" в рамках форума "Сделано в России". Тормозить процесс могут преобладающий пока бумажный документооборот, отсутствие удобных сервисов и таможенные ограничения, считают эксперты.

 

Транзит как категория экспорта

Почти все транзитные грузы проходят по территории России через железную дорогу, рассказал порталу "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает агентство ТАСС, генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Суммарный оборот торговли между странами ЕС и Китаем по итогам 2018 г вырос на 6% по сравнению с 2017 годом и составил 607,5 млрд евро. Для России эта торговля – основной источник транзита, мы забрали на себя 4% от этого объема, а стремимся довести эту долю до 10%, говорится в подготовленном Infranews исследовании контейнерного рынка России за 2018 год, которое имеется в распоряжении портала.

Доминирующее положение на рынке транзитных контейнерных перевозок занимает оператор ОТЛК, но вместе с ним работают и другие российские компании, в частности Fesco. Они принимают грузы на восточной или западной границе, "пересаживают" их в свой железнодорожный состав, и везут до противоположной границы. При этом отправляющая сторона заполняет таможенные транзитные документы и оплачивает тариф оператора, а также железнодорожный тариф.

По словам Безбородова, ФТС за последние годы значительно усовершенствовала процедуру оформления транзитных документов. Но пока вся документация оформляется вручную и на бумаге, отмечает генеральный директор исследовательского института "Международная торговля и интеграция" Владимир Саламатов. Таможня, заметил он, обещала уже со следующего года перевести всю документацию в электронно-цифровой вид, что должно оптимизировать оформление документов.

При этом, отметил эксперт Infranews, транзит приносит прибыль РЖД и операторам, позволяет создавать рабочие места и в итоге отражается в статистике как прибыль от экспорта транспортных услуг. А интерес к транзиту подкрепляется и тем, что этот вид перевозок облагается в РФ нулевым НДС.

В дальнейшем транзитные железнодорожные составы могут быть использованы для развития уже не экспорта услуг, а экспорта товаров. Для этого к составу нужно присоединять контейнеры с российскими грузами. Но этому препятствует ФТС, сетует генеральный директор Infranews: если состав обозначен как транзитный, добавить к нему внутренние вагоны нельзя. Эту мысль продолжает Саламатов: "Мы могли бы вставить свои контейнеры в существующий поток из Евросоюза в Китай. Но нет функционирующих транспортно-логистических центров, где мы могли бы это сделать, и Евросоюз существенно загружает обратный поток контейнеров. Сегодня до 87% состава при обратном пути загружается", – рассказал он.

 

"Как приложение по покупке авиабилетов"

Наравне с упрощением транзита власти пытаются модернизировать и систему поставки товаров за рубеж. Так, паспорт национального проекта по экспорту предусматривает строительство и ремонт 25 пунктов пропуска через российскую границу. А экспортеры в будущем получат возможность оформлять заявку на транспортировку своих грузов онлайн: Российский экспортный центр запустит со следующего года транспортно-логистический калькулятор, напомнил Саламатов. "Девять российских транспортно-логистических компаний откликнулись на призыв РЭЦ, и в будущем году откроется сервис, когда вы обозначите точку отправки груза и точку получателя, и вам девять транспортно-логистических компаний предложат свои маршруты от отправителя до получателя. Одновременно будет использоваться и механизм ускоренного получения транспортной субсидии", – рассказал он.

Похожую систему тестирует один из крупнейших мировых игроков на рынке контейнерных перевозок, европейская компания Maersk. Прежде оператор работал только "на воде", эксплуатируя парк контейнеровозов. Со временем стало ясно, что все большее развитие получают мультимодальные перевозки, когда клиент отправляет товар "от двери до двери". Теперь Maersk оперирует и автомобильным, и железнодорожным, и морским транспортом, а также запустил приложение Maersk Spot, рассказал генеральный директор Восточного дивизиона группы Жолт Катона. Система работает как агрегатор билетов на самолет, пояснил он: выбираются стартовая и конечная точка маршрута, желаемые сроки доставки, количество "пересадок" груза, и система предлагает оптимальные параметры и фиксированный тариф. Такая методика позволит быстро находить оптимальные экспортные маршруты даже компаниям среднего и малого бизнеса, убеждены участники дискуссии.

Исполняющий обязанности директора департамента программ развития Минтранса Сергей Егоршев подтвердил, что один из приоритетов российских властей – это введение электронного документооборота на всех стадиях прохождения грузов, а также унификация товарно-транспортных документов. Россия старается договориться со странами ЕС о введении идентичных стандартов оформления товаросопроводительных документов, сказал он.

Сложности, по его словам, вызывает как раз переход к мультимодальным перевозкам, когда один груз перевозится с применением всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного и морского. Для этого требуется принятие закона о смешанных перевозках, отметил он. Некоторые частные компании уже начинают развивать это направление, предлагая свои мультимодальные услуги, и властям нужно подключиться к этому вопросу, обеспечив формирование единой транспортно-логистической среды. Но эксперт Infranews сомневается в необходимости экстренного перехода на мультимодальность. По его словам, сначала нужно довести до совершенства те механизмы, которые сейчас показывают результат, в частности, железнодорожный транзит. Помимо юридических сложностей, есть и инфраструктурные препятствия на пути мультимодальности, убежден эксперт.

 

Версия для печати
screenRenderTime=1