СМИ об РЖД

Нейронные сети для дороги

На состоявшейся 31 октября в Санкт-Петербур­ге стратегической сессии было рассмотрено 15 инновационных проектов. Это вторая встреча, в рамках которой представители бизнеса и железнодорожники обсуждают, возможно ли применение того или иного проекта на Октябрьской дороге.

Практически все представленные разработки основывались на самых современных тенденциях в развитии техники. Но наибольшее внимание группы экспертов ОЖД привлекли три проекта.

Руководитель отдела аналитики и внедрения ЗАО "ТЕЛРОС" Елена Варламова представила доклад "Мобильная аудио- и видеорегистрация на месте выполнения работ с возможностью оперативной передачи видеоизображения". Комплект мобильной аудио-видеорегистрации – комплект МАВР – участники сессии смогли увидеть своими глазами и даже понаблюдать за тем, как он работает: агрегат стоял рядом с докладчиком.

Программно-аппаратный комплекс дает возможность руководителям и специалистам в режиме реального времени дистанционно отслеживать, насколько четко работники выполняют технологические нормы, правила техники безопасности, как используется специальная техника, расходуются материалы.

По словам Елены Варламовой, разработчики выполнили стоявшие перед ними задачи: устройство функционирует в тех местах, где нет возможности подключиться к электросети; имеет небольшую массу и его легко переносить с одной позиции на другую; непрерывно работает, как минимум, двенадцать часов; не только хранит информацию, но и передает ее на десятки километров. То есть, устройство максимально приспособлено к работе в полевых условиях.

Программно-аппаратный комплекс включает в себя видеокамеру в кожухе, штатив, устройство электроснабжения, планшет и соответствующее программное обеспечение. Камера помещена во влагозащищенный корпус, оснащена роутером и способна хранить информацию объемом до 128 гигабайт. Эксцентрик штатива обеспечивает ее вращение по вертикали и горизонтали. Свинцово-кислотный аккумулятор находится в кейсе, его соединения и контакты защищены от влаги.

МАВР позволяет сохранять непрерывно записываемое видеоизображение. Но этим, повторим, его функции не ограничиваются.

– Для сервера, который выполняет функцию фиксации видеоизображения, было разработано специальное программное обеспечение, – говорит Елена Варламова. – Это позволяет диспетчеру либо выбрать какую-то камеру для наблюдения, либо организовать так называемый полиэкран – выбрать несколько камер, за которыми будет вестись постоянное наблюдение.

Сегодня МАВРы работают на объектах ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в разных частях города.

Очевидно, что такие устройства могут найти применение на железной дороге, например, в ходе капитального ремонта пути или на аварийно-восстановительных работах. Поэтому МАВР серьезно заинтересовал главного инженера ОЖД Виталия Попова. Он не исключил возможность в недалеком будущем запустить пилотный проект с использованием этого устройства. В свою очередь Елена Варламова отметила, что ЗАО "ТЕЛРОС" готово в любое время предоставить необходимое оборудование.

Необходимость другого представленного в ходе сессии новшества продиктована статистикой. Так, в 2018 году в зоне движения поездов в результате несоблюдения правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта получили травмы 2388 человек, 1608 из них погибли. Источником повышенной опасности, безусловно, являются железнодорожные переезды. На этих объектах смертность в ДТП в три раза выше, чем на городских и федеральных автотрассах.

Генеральный директор ООО "Т.Т. Консалтинг" Илья Душин рассказал о разработках своего предприятия, в том числе о Outdoor Box – аппаратно-программном комплексе фото-видеофиксации происходящих на железнодорожных переездах инцидентов и обеспечения безопасности с применением возможностей искусственного интеллекта и нейронных сетей. Нейронные сети – это математическая модель, а также ее программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей – сетей нервных клеток живого организма. Нейронные сети используются, в частности, для обнаружения объектов и распознавания образов.

– Outdoor Box позволяет фиксировать нарушения при приближении к переезду транспортных средств, – говорит Илья Душин. – Например, проезд на красный свет или нахождение в запрещенной зоне. При этом есть возможность интегрировать его в существующие в РЖД информационные системы.

По словам Ильи Душина, устройство Outdoor Box способно определить номер, марку, цвет автомобиля-нарушителя, скорость, с которой он двигался. А также оповещать машиниста о нахождении на пути поезда транспортного средства. Предусмотрена и передача данных в ГИБДД.

Этот комплекс успешно работает на железных дорогах Белоруссии.

У "Т.Т. Консалтинг" есть и другая разработка – виртуальный забор. Это аппаратно-программный комплекс объектовой видеоаналитики, позволяющий предупреждать несанкционированный выход граждан на территорию железной дороги. Камеры видеонаблюдения и система видеоаналитики, действующие на базе нейтронных сетей, обеспечивают распознавание нарушителей по внешним признакам, автоматическое информирование при событии безопасности.

Большой интерес у специалистов вызвала система мониторинга состояния сетей теплоснабжения, представленная техническим директором ООО "ИнКонСтрой" Сергеем Беркозом. Она, в частности, позволяет выявлять повреждения в сетях на ранних стадиях, передавать информацию о них, контролировать состояние трубопроводов при гидравлических и температурных испытаниях.

Элементы этой системы были установлены в Санкт-Петербурге, на участке тепловой сети на Белевском проспекте. Протяженность трассы 247 мет­ров. Участок находится в зоне эксплуатационной ответственности Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению. Для демонстрации возможностей системы мониторинга в ходе эксперимента на Белевском проспекте была произведена имитация вытекания. Оборудование зафиксировало изменение режима работы тепловой сети, место вытекания было установлено дистанционно.

По мнению Виталия Попова, этот опыт заслуживает всестороннего изучения.

Напомним, что на предыдущей сентябрьской сессии было представлено 13 проектов, десять из них сейчас подробно изучаются специалистами различных служб ОЖД.

 

Фото: Иван Куртов

Давид Генкин

Версия для печати
screenRenderTime=1