СМИ об РЖД

Вопрос о переходе на кассетные подшипники отложен как минимум до испытания вагонов

Министерство транспорта РФ и ОАО "Российские железные дороги" в течение года после сертификации типового грузового вагона на тележке с осевой нагрузкой (23,5 тс) с кассетными подшипниками по требованиям Таможенного союза должны будут провести его испытания.

Это предусмотрено протоколом совещания, которое в четверг провели вице-премьеры РФ Дмитрий Козак и Максим Акимов.

По итогам испытаний ведомству и компании предписано сопоставить экономическую эффективность такого подвижного состава при его эксплуатации с теми же параметрами у такого же вагона на тележке с роликовыми подшипниками.

После этого планируется провести публичное обсуждение результатов с участием Минэкономразвития, Минпромторга, ФАС, Российского союза промышленников и предпринимателей, Объединения производителей железнодорожной техники, Союза операторов железнодорожного транспорта и Ассоциации производителей подшипников.

При выявлении преимуществ от эксплуатации вагона с кассетными подшипниками РЖД и Минтранс должны будут представить в правительство согласованные с этими федеральными органами власти и организациями предложения по "стимулированию использования" такого подвижного состава "посредством применения мер тарифного регулирования, исключив удорожание перевозки грузов" и "предусмотрев переходный период сроком на 10 лет".

При этом, как сообщалось ранее, вице-премьеры предписали Минтрансу в суточный срок признать утратившим силу ведомственный приказ от 25 октября 2019 г. об обязательном монтаже кассетных подшипников с 1 января 2021 г. на вагоны российской приписки (после капитального ремонта колесных пар, сформированных с использованием новых колес).

Фактически документ вводил в действие решения Совета по железнодорожному транспорту Содружества, принятые на заседании 16 октября. На нем было утверждено соответствующее извещение об изменении руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар грузовых вагонов. По итогам совещания у Козака и Акимова Минтрансу и РЖД поручено внести в повестку очередного заседания Совета вопрос об отмене этого извещения.

"Переход на любые технологические новации для частных владельцев вагонного парка и производителей подшипников может носить только рекомендательный и поэтапный характер, это вопрос коммерческой целесообразности и бизнес-моделей самих компаний", – заявлял в этой связи представитель Козака Илья Джус.

Кроме того, согласно протоколу, Федеральная антимонопольная служба РФ до 6 ноября должна будет представить в правительство заключение о наличии в предостережении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ от 25 октября 2019 г. "неравных требований к эксплуатации подшипников разных типов". В нем, как писал "Коммерсантъ", отмечалась "угроза безопасности движения и эксплуатации, обусловленная нарушениями техрегламента Таможенного союза".

"Суть в том, что на инфраструктуре используются роликовые подшипники, номинальный срок службы которых (3 года) истек или заканчивается в межремонтный период: речь идет о подшипниках, выпущенных по сертификатам июля 2015 г. – мая 2018 г.", – уточняла газета. В письме "Российским железным дорогам" предлагалось принять меры по выявлению и приведению в соответствие с требованиями законодательства подвижного состава, укомплектованного этими сериями подшипников.

В Ространснадзоре, правда, не поясняли изданию, что послужило причиной выпуска предостережения, а также указания партий, произведенных по сертификатам 2018 г., по которым, по логике, нормативный срок службы еще не истек.

Минтранс и РЖД ранее указывали на "плюсы" от перевода вагонов на кассетные подшипники. "Переход имеет ряд преимуществ: межремонтный ресурс вырастет до 8 лет, количество отказов при эксплуатации снижается в 4 раза", – говорил на заседании Совета по железнодорожному транспорту Содружества генеральный директор монополии Олег Белозёров. "Реализация (таких мероприятий) позволит кардинальным образом повысить эксплуатационную работу сети железных дорог России, надежность грузовых вагонов в эксплуатации, а также снизить количество отцепок в текущий отцепочный ремонт", – в свою очередь отмечало министерство.

Против инициативы выступал Совет потребителей услуг РЖД. В экспертном заключении по этому вопросу он ссылался на технические риски и возникающие при переводе 90% российских грузовых вагонов на "кассету" затраты в размере от 200 до 300 млрд руб. Кроме того, отмечался санкционный риск. Опасения и риски также выражали комитет Российского союза промышленников и предпринимателей и Совет операторов железнодорожного транспорта, их разделяла Федеральная антимонопольная служба РФ.

Министерство экономического развития РФ отмечало, что выступает за перевод грузовых вагонов на кассетные подшипники только после того, как министерство промышленности и торговли РФ подтвердит, что уровень локализации в производстве этих компонентов "обеспечивает экономическую безопасность РФ" и удовлетворяется спрос потребителей. Позиция излагалась в письме замглавы Минэкономразвития Михаила Расстригина в Минпромторг, Минтранс и аппарат правительства РФ от 17 октября.

По мнению чиновника, министерство транспорта РФ должно зафиксировать эти условия в своих ведомственных актах, чтобы, в частности, не допустить увеличения простоя подвижного состава в ремонте. "Полагаем, что директивное использование (кассетных) подшипников с 2021 г. должно быть обусловлено отсутствием их дефицита, что напрямую связано с наличием достаточных производственных мощностей в стране и достаточным уровнем локализации их производства", – говорилось в письме. При этом Расстригин отмечал, что в целом Минэкономразвития поддерживает "внедрение высокотехнологичных решений в сфере железнодорожного транспорта – в частности, замену роликовых подшипников кассетными".

Переписка началась после сентябрьского обращения председателя Ассоциации производителей подшипников Олега Савченко (владелец "Европейской подшипниковой корпорации"), а также председателя президиума Совета операторов железнодорожного транспорта Игоря Ромашова и президента Ассоциации предприятий черной металлургии "Русская сталь" Владимира Лисина (владелец АО "Первая грузовая компания"). Козак поручил проработать вопрос об использовании кассетных подшипников в грузовых вагонах совместно с заинтересованными ассоциациями. В итоге было созвано совещание.

Кассетные подшипники в РФ выпускают 3 завода – шведской SKF и американской Timken, а также "ЕПК-Бренко" – совместное предприятие "Европейской подшипниковой корпорации" и Brenco (США).

Версия для печати
screenRenderTime=0