СМИ об РЖД

Из прошлого – в будущее

Интервью с директором Музея железных дорог России Владимиром Одинцовым.

– Музей железных дорог России – самый молодой в Санкт-Петербурге. С первых дней своего существования он вызывает повышенный интерес у жителей и гостей города. Владимир Алексеевич, как удается привлечь посетителей?

– В настоящее время Музей железных дорог России является одним из крупнейших технических музеев Европы. Мы гордимся коллекцией железнодорожной техники, интерактивными зонами и уникальными экспонатами. Например, макет Царскосельской железной дороги. Он полностью автоматизирован, имеет разные режимы и заслуженно является одной из точек притяжения во время экскурсий для людей разных возрастов. Также оживленно всегда у макета станции Владивосток – конечной на Транссибирской магистрали. Вызвала интерес у посетителей и оцифрованная версия панорамы художника-путешественника П.Я. Пясецкого "Великий Сибирский путь" и другие экспонаты. За два года музей принял свыше полумиллиона человек.

– Какими важными событиями ознаменовались первые два года работы музея?

– Мы активно работаем в историко-культурном пространстве Санкт-Петербурга. Музею два года, и второй раз мы участвуем в работе городского межмузейного фестиваля "Детские дни в Петербурге", в празднике ко Дню знаний, который проходил в Летнем саду. Для детей-участников проекта "Музейная радуга" в декабре будут проводиться музейно-педагогические занятия "История паровозов".

Ежегодная акция "Ночь музеев", посвященная Международному дню музеев, собрала более 5 тыс. посетителей.

Под эгидой Российского военно-исторического общества реализуется патриотический проект "Дороги Победы", в рамках которого три раза в неделю школьники участвуют в тематической экскурсии "Коридор бессмертия".

Удачным оказалось сотрудничество Музея с библиотекой имени К. А. Тимирязева и Клубом стиля "Ретроспектива": вместе мы организовали полюбившееся нашим гостям "Винтажное путешествие", провели фестиваль "Современное искусство в традиционном музее".

– Какими экспонатами и экспозициями особенно гордится коллектив?

– Наш музей – это современный выставочный комплекс, поэтому здесь много интерактивных зон. При этом не все экспонаты можно потрогать руками, так как первостепенная задача музея – сохранить историю для будущих поколений. Многие экземпляры поистине уникальны. Это подлинные предметы быта, например, тарелка из ресторана Павловского вокзала, ноты вальса, с которым неразрывно связана история первой в России железной дороги – Царскосельской. Из натурной техники, безусловно, можно выделить курьерский паровоз С-68, построенный в 1917 году и сохранившийся в единственном экземпляре, салон-вагон Китайско-Восточной железной дороги, имеющий уникальную родословную, боевой железнодорожный ракетный комплекс и другие.

Экспонаты прибывают к нам из разных уголков страны. Не случайно музей был задуман как цент­ральная выставочная площадка Российских железных дорог.

Фондохранилище включает несколько коллекций: вещи, нумизматика, документы, фотографии, графика, негативы, рукописи, альбомы, – всего насчитывается более 22 тыс. единиц, площадь фондохранилища – более 230 кв. м.

– В уникальном музее, вероятно, уникален и каждый сотрудник. Как складывался творческий коллектив, который так успешно работает сегодня?

– Создание сплоченного творческого коллектива предполагает серьезную работу всех членов команды. От соискателей требуется, во-первых, любовь и интерес к железнодорожному делу, а во-вторых, коммуникабельность, способность войти в коллектив и привнести что-то свежее, важное в работу комплекса. В наших рядах – представители разных профессий: педагоги, музейные работники, искусствоведы, переводчики и, конечно, железнодорожники.

– Насколько тесны связи музея с ОАО "РЖД"? Какие из совместных мероприятий стали традиционными ?

– Наш музей – это не только экспозиционный комп­лекс. Мы ставим перед собой задачу закрепиться в статусе крупнейшего центра профориентации подрастающего поколения и стать площадкой для реализации широкого круга молодежных программ, популяризации железнодорожных профессий среди жителей Северо-Западного региона России.

Мы видим, что посещение музея вызывает неподдельный интерес у молодежи, и знакомство с удивительным миром железных дорог становится для многих из них первым шагом к выбору жизненного пути. В то же время мы постоянно ведем работу по сохранению исторической памяти об огромном вкладе железнодорожников разных поколений, который они внесли в развитие России.

Традиционные события прочно вписаны в корпоративную жизнь и ожидаемы посетителями. Доброй традицией стало посещение музея нашими коллегами, ветеранами и студентами ПГУПСа. С большим интересом они приходят к нам на экскурсии и для участия в профильных деловых мероприятиях.

– Музей, несомненно, внес свежие веяния в музейную жизнь города на Неве. Он получил признание в Санкт-Петербурге, в России и за рубежом. Какими из полученных титулов и наград Вы особенно гордитесь?

– 2019 год стал для нас годом признания на общероссийском и международном уровнях. Музей впервые вошел в число номинантов на премию "Европейский музей года – 2019". Во время Ежегодной конференции Европейского музейного форума, который проходил в мае в Сараево, нам вручили диплом "За особые достижения Музея железных дорог России как музея, ориентированного на посетителей". Также нынешний год знаменателен вхождением в ассоциированные члены Союза музеев России и в международный совет музеев (International Council of Museums (ICOM)).

В День компании "РЖД" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга коллективу Музея железных дорог России вручили почетную грамоту за вклад в развитие туристического потенциала и активную просветительскую деятельность.

Большой честью для нас стал прием делегации участников 23-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации. Участники крупнейшего в мире саммита в области туризма, объединившего более 1500 делегатов из 158 стран мира, в рамках культурной программы посетили Музей железных дорог России и совершили паровозную прогулку на ретропоезде из Санкт-Петербурга в Царское Село.

– Владимир Алексеевич, расскажите о планах на будущее.

– Завершилась реализация второй очереди музейной экспозиции. Размещены новые экспонаты и высокотехнологичные инсталляции, оригинальные тематические зоны позволяют посетителям познакомиться с технологиями будущего, системами безопасности и самыми современными разработками, применяемыми сегодня на железных дорогах. Среди актуальных задач – подготовка информационного наполнения аудиогидов, создание контента и проведение экскурсий на иностранных языках. Специальные адаптированные программы внедряются для маломобильных граждан, слабовидящих и слабослышащих посетителей. С ростом интереса к музею, увеличением его посещаемости мы будем работать над тем, чтобы каждый желающий мог получить максимально качественное экскурсионное обслуживание и подробнее познакомиться с экспонатами и историей железных дорог.

Одна из важных задач – развитие музея как современной высокотехнологичной площадки для продвижения культурных проектов, событийного туризма, создания новых возможностей для петербуржцев и гостей города.

 

Фото: Иван Куртов

Беседовала Ольга Печора

Версия для печати
screenRenderTime=1