СМИ об РЖД

Пассажир выбирает уют

При внедрении новых видов услуг в поездах дальнего следования перевозчик ориентируется на пожелания путешественников.

К 2023 году абсолютно все вагоны Федеральной пассажирской компании, курсирующие в южном направлении, будут оборудованы биотуалетами, кондиционерами и розетками (последние – в каждом купе). Такое амбициозное заявление сделал глава ФПК Петр Иванов на конференции "Пассажирский рельсовый транспорт России: курс на развитие", организованной РБК.

Что касается других направлений, то их пассажирам повезет чуть позднее, к 2025 году. Да и то, увы, не всем. По планам перевозчика, розетки для подзарядки мобильных устройств появятся тотально (сейчас ими оборудована лишь половина пассажирского подвижного состава), доля вагонов с кондиционированием воздуха достигнет 99%. А вот с биотуалетами дела обстоят чуть печальнее: в 9% вагонов пассажиры и через шесть лет не перестанут стучать ногой по металлической педальке, с интересом наблюдая о круговороте воды (и не только) в природе.

Впрочем, наши путешественники, кто покидает родные Пенаты хотя бы пару раз в год, наверняка заметили в пассажирском сервисе изменения к лучшему. На популярных направлениях достойные во всех смыслах вагоны курсируют уже давно. Да, возможно, душ есть не в каждом вагоне, но хотя бы один в штабном вагоне обязательно будет. Есть и розетки – минимум одна на купе, а в совсем свежих вагонах – так у каждой полки.

Не станем лукавить: железнодорожники стараются успеть за растущими требованиями пассажиров. Вспомните свои путешествия лет тридцать назад: много ли нам было надо? Полка, чай, сухое белье, чистый туалет. Ну и чтобы довезли в итоге. А сейчас? Тот же Петр Иванов привел на форуме результаты опроса пассажиров: какие "прибамбасы" они хотели бы видеть в вагоне. И итоги поразят человека даже с самым богатым воображением. Например, среди "экзотичных" пожеланий значатся лифт для подъема багажа на 2 этаж (63% опрошенных), вендинг со снеками и напитками (70%), пеленальный столик в туалете (60%), биде (72%), вендинг с предметами личной гигиены в туалете (71%), емкости для мусора под столиком (71%), откидные сиденья в большом коридоре (61%) и т. д.

Из этих требований, на мой взгляд, логичен только душ (80%). Остальные – как минимум признак барства.

Трудно донести обертку от шоколадки до мусорного бака в конце коридора? Дойти до купе проводника попросить ложку вилку – надо обязательно кнопкой вызывать его к себе, любимому (такую услугу хотят видеть 70%ов опрошенных). Надеюсь, что для внедрения эксперты ФПК отберут самые необходимые сервисы.

Хотя на разных маршрутах могут быть востребованы разные услуги. Возможно, вендинг в поезде Санкт-Петербург – Таллин будет популярен, а вот в "пятьсотвеселом" где-нибудь за Уралом – вряд ли...

Впрочем, перед мероприятием сотрудники РБК провели самостоятельный опрос пассажиров на площади трех вокзалов в столице: на что в первую очередь они обращают внимание при покупке билета на поезд дальнего следования? И вот как распределились их приоритеты: комфорт, цена, скорость, безопасность. И то, что безопасность они поставили лишь на 4-е место, вовсе не говорит о безалаберности людей: просто все уже привыкли, что железнодорожники обеспечивают безопасность перевозок на высшем уровне.

"В нашем понимании безопасность – это априори. Мы даже это не обсуждаем, – подтвердил зам. гендиректора по развитию пассажирского транспорта "Трансмашхолдинга" Александр Лошманов. – Она всегда у нас с двойным-тройным запасом. А вот уровень комфорта – это действительно элемент, который очень быстро меняется с учетом того, что вокруг нас меняется и среда обитания, и мы сами меняемся.

Наша задача все тенденции отслеживать и исполнять пожелания нашего главного заказчика – Федеральной пассажирской компании. У ФПК очень активная маркетинговая служба, они постоянно работают с пассажиром".

"ФПК активно изучает и спрос, и общественное мнение. И хотим сделать для пассажира понятное предложение, где он ясно увидит: как происходит ценообразование, за какую цену он может купить билет в нужном направлении и проехать с понятным ему уровнем комфорта. Если кто обратил внимание, за последние два года достаточно много введено пиктограмм на билете, чтобы пассажир понимал, будет ли в вагоне кондиционер, биотуалет и т. д. Пассажир сегодня требует наличия Wi-Fi в каждом вагоне. 75 фирменных поездов уже оборудовали, их запустили к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Наша задача – чтобы все фирменные поезда были с Wi-Fi, с максимальной возможностью доступа в Интернет там, где это обеспечивается сетями мобильных операторов, и с работой внутрипоездного портала", – рассказал Петр Иванов.

Да, к сожалению, Интернет доступен не на всех просторах нашей необъятной родины. И там, где проходят поезда, часто нет рядом автомобильных дорог, крупных населенных пунктов, и операторам мобильных сетей экономически невыгодно устанавливать там вышки, обеспечивать современными сигналами передачи мобильных данных. Но у пассажира всегда есть доступ к внутрипоездному порталу, с которого можно скачать фильмы, книги, газеты, музыку. Есть даже внутрипоездной чат, по которому можно обмениваться мнением о поездке с путешественниками из других вагонов. С такими возможностями поездка всегда проходит незаметнее.

 

Цифра

102 миллиона пассажиров перевезено поездами ФПК в 2018 году, из них половина – в плацкартных вагонах.

 

Акцент

Железнодорожники стараются успевать за растущими требованиями пассажиров.

 

Фурсова Ирина

Версия для печати
screenRenderTime=0