СМИ об РЖД

По неприему не стоим!

Первая в России сортировочная станция стала родиной многих новых технических средств и решений, позднее распространившихся по всей сети. Сейчас Сортировка остается лидером отрасли, через нее проходит 90% грузопотока Санкт-Петербургского узла.

Первая в России "сортировка" начала работать 22 октября 1879 года. "С 10 минувшего октября на Обуховском посту и Сортировочной станции открыты вновь устроенные семафоры и дальние сигналы, управляемые замыкающими аппаратами", – гласил приказ директора Николаевской железной дороги Ивана Кенига. Тем самым был открыт "парк для сортировки вагонов и составления товарных поездов". Проведенные в России в 1860-х годах реформы вызвали резкое увеличение перевозок, и станция Санкт-Петербург с потоком не справлялась, вследствие чего возникла необходимость сор­тировочную работу отделить от грузовой.

Для нового предприятия была выбрана площадка на 6–8-й верстах от Московского вокзала шириной 235 м и длиной 2 км. Для реализации был выбран вариант двухсторонней станции с парками прибытия, сортировочным и отправления. В то время станция перерабатывала по 4 поезда в сутки. Сейчас станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Мос­ковский перерабатывает ежесуточно 130 поездов.

Чтобы создать праздничное настроение максимальному количеству работников подразделения, ветеранов-движенцев, юбилейную программу начали с экскурсии по станции. Поезд "Ласточка", двигаясь по нечетной системе, доставил гостей к сортировочной горке № 3.

Масса зримых воспоминаний пролетела перед взором тех, кто десятилетия своей жизни отдал Сор­тировке. Как рассказала бывший оператор СТЦ Антонина Николаевна Гаврилова – она трудилась здесь до 2009 года – вспоминается только хорошее.

– Компьютеров не было. Наш пост располагался в первом парке, в старой "башне", – вспоминает Наталья Борисовна Новикова, 28 лет отработавшая дежурной по станции парка приема. – Пульт, кнопки большие, главное – не промахнуться. После перевода в новое здание четвертой горки пульт уже сделали выносным. Когда началась реконструкция, управление парком разделили, половина путей – на старом посту, половину перевели на новый. Все без остановки работы, буквально "под колесами": собрали журналы и сумки – и вперед. А на новом посту – строители трудятся, маляры красят, им помогали тогда и СЦБисты, и руководители.

Ветераны Сортировки не забывают любимую работу, держатся вместе. По словам члена Совета ветеранов Галины Васильевны Подковыровой, на учете сейчас 250 работников со стажем. Встречаются, помогают друг другу.

– Не могу хотя бы раз в неделю не увидеть своих, – говорит она. – Я работала дежурной по станции парка отправления. В ходе реконструкции парк временно разбили на два, но потом соединили – и все встало на свои места. Контакт держали по громкоговорящей связи с механиками, парком формирования, диспетчером, машинистом. Иногда сразу с пятью сторонами говорили, всем отвечали.

С интересом ветераны и молодые железнодорожники поднялись на пост дежурного сортировочной горки № 3. Людмила Васильевна Макеева именно здесь работала дежурным. Ветеран прикасается к тумблерам на пульте, а дежурный по сортировочной горке Вадим Самойленко объясняет технологию роспуска, действующую, сейчас: на горке два пути надвига и один – роспуска. На спускной части – три тормозные позиции. Многие процессы автоматизированы.

Кстати, именно на Сортировке, на четвертой горке, в 1964 году роспуск впервые в СССР был автоматизирован. Система КСАУ-СП сейчас позволяет расформировывать до 59 составов в смену. 90% работы производится в автоматическом режиме.

Через витринное остекление поста хорошо видно, как маневровый тепловоз надвигает состав полувагонов. И с горба сортировочной горки быстро катятся отцепы: один, два, а то и четыре вагона. Они все быстрее бегут вниз по вееру путей. Стучат колеса на стыках, скрипят замедлители, звучат переговоры. Над головой дежурного – мониторы, электронная картина происходящего.

Подошли гости и к позиции, где составитель Виктор Кожелетов расцеплял отцепы. Он внимательно вглядывается в дисплей терминала, который, словно часы, прикреплен к левой руке. Здесь все, как и на сортировочном листке, но только в электронном виде.

Экскурсия продолжилась в здании станции. О пути развития станционного технологического центра рассказала его начальник Елена Клишина. Когда-то на станции было семь парковых контор, документы тогда доставляли курьеры. В

1948 году появилась электрическая подвесная почта, а в 1959-м – пневмопочта для перевозочных документов. В 1969 году заработал телетайп. Автоматизированная система управления сортировочной станцией (АСУСС) стала действовать в 1985 году. Сейчас операторам центра помогает сис­тема АСУ СТ. Год назад на Сортировке внедрена технология обработки информации и документо­оборота при перевозке груженых и порожних вагонов без сопровож­дения документами на бумажном носителе или, как ее называют на станции, "без­бумажная технология". Электроника облегчает труд, и если в 2010 году в СТЦ трудилось 76 человек, то сейчас справляются 42 работника. Снизился риск утраты перевозочных документов.

А вот зал маневровых диспетчеров. По словам заместителя начальника станции (по оперативной работе) Максима Корнишова, пропускная способность достигла максимума, и потому ставка делается на формирование сдвоенных и длинносоставных поездов. В парке отправления самый длинный путь рассчитан на 150 вагонов.

Вехи развития станции отражены в исторической экспозиции первой "сортировки" России, которая открылась 15 ноября 2018 года. В ходе короткой экскурсии вдоль стендов начальник производственно-технического отдела Михаил Климчук еще раз обозначил этапы развития станции. Поначалу парки вмещали до 69 двухосных вагонов. В 1909 году прошла первая глобальная реконструкция, в ходе которой сюда с Московского вокзала перенесли паровозное хозяйство, построили локомотивное депо на 32 стойла, взамен наклонных путей устроили сортировочные горки. Тогда же ввели в эксплуатацию нынешнюю систему парков, а главный путь переложили по новой трассе. Трудности Первой Мировой и Гражданской войн станция пережила стойко, а в 1920-1930-х годах здесь внедрили механизированный процесс торможения вагонов, горки получили автоматическую централизацию, появилась радиосвязь. В 1935 году был разработан первый в СССР технологический процесс работы сортировочной станции.

В 1950-е годы Сортировка была избрана в отрасли полигоном для испытания новых технических средств и технологий. В 1969-м здесь впервые в стране стали составлять натурные листы на отправляемые поезда с помощью ЭВМ. В 2000-2005 годах проходила еще одна глобальная реконструкция, в ходе которой выполнили удлинение путей.

– В нашем музее всегда многолюдно, – говорит Михаил Климчук. – Приходят студенты-старшекурсники, практиканты, школьники с Малой Октябрьской. Экспозицию высоко оценивают сотрудники других музеев.

И вот в конференц-зале встретились все: ветера­ны, гости, нынешние работники Сортировки, руководители, гости из Москвы. Аплодисментами встретили собравшиеся поздравительный адрес научного руководителя Московского университета путей сообщения Вадима Морозова, который начинал свой трудовой путь на Сортировке, и на всех этапах своей трудовой биографии уделял ей особое внимание.

Очень теплые слова в адрес родной станции сказал Дмитрий Вербов, первый заместитель начальника департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" ОАО РЖД, который был здесь главным инженером.

– В начале 2000-х ветераны оставили нам уникальные горочные технологии. Я много ездил по стране, но не видел нигде, чтобы пять человек распускали состав: только у нас тогда дежурный по станции мог работать без оператора. В ходе реконструкции мы с начальником станции Андреем Седовым ночевали по очереди на посту парка Обухово. Нам было интересно в круговороте всего нового. Шло удлинение 5-го парка, а узел на нечетную систему прет, принимать поезда надо. У дежурного по станции тогда была лишь схема и журнал с ручкой, и так почти год – как хочешь, так и работай. Станция – не только технологии, главное – люди. Первый человек, кто меня учил – это оператор пятого парка Нина Борисовна Филимонова, которую я вспоминаю с благодарностью.

Сегодня перед компанией стоят новые интересные задачи. Это выполнение долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года, цифровая трансформация, для внедрения которой очень важно развитие, повышение профессионального уровня специалистов.

– За свою историю станция пережила несколько реконструкций. Все они проходили буквально "под колесами вагонов": станция ни на один день не прекращала работу, – подчеркнул первый заместитель начальника ОЖД по экономике, финансам и корпоративной координации Игорь Сакович. – В нынешнем году также исполняется 55 лет с момента ввода в постоянную эксплуатацию первой в России автоматизированной сортировочной горки. Символично, что первая автоматизированная горка в стране была введена в эксплуатацию на первой сортировочной станции России. Старейшая в России, она идет в ногу со временем, реализуя новейшие технологии, достигает высоких результатов благодаря инновационному подходу. Но за каждой инновацией стоит конкретная фамилия. Я искренне благодарю вас за дисциплинированность, преданность делу и добросовестную работу.

Каждое утро начальника дирекции начинается с вопроса, как за ночь отработала Сортировка. Традиционный ответ: "По неприему не стояли", и это – высшая оценка работы станции!

Отдельной главой праздничных торжеств стали многочисленные награждения. Лучшие работники коллектива были удостоены всевозможных отраслевых наград: благодарностей министра транспорта РФ, знака "Почетный железнодорожник ОАО РЖД", знака "За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет", именных часов, почетных грамот компании. В качестве ответного жеста руководителям отрасли, бывшим начальникам станции нынешний начальник Сортировки Кирилл Полянский вручил памятную медаль.

 

Фото: Иван Куртов

Владимир Саблин

Версия для печати
screenRenderTime=15