СМИ об РЖД

Подшипники выкатили поперек железных дорог

Ограничения теперь коснутся и ОАО "РЖД".

В день, когда Минтранс издал приказ об исполнении протокола Совета по железнодорожному транспорту, предписывающий перевод всего грузового парка РФ на кассетные подшипники, Ространснадзор потребовал от ОАО "РЖД" разобраться с вопросом использования на сети роликовых подшипников с истекающим сроком службы. Это предостережение распространяется в том числе на все локомотивы и пассажирские вагоны (то есть на имущество самого ОАО "РЖД"), а также на парк сопредельных стран. В результате и участники рынка, и эксперты видят дополнительные риски невывоза грузов и их оттока на автотранспорт.

Форсированная замена на железнодорожной технике РФ роликовых подшипников на кассетные, которая, по решению Совета СНГ по железнодорожному транспорту, должна произойти с 1 января 2021 года, ускорилась и расширила свой охват. Минтранс 25 октября издал приказ о принятии к руководству и исполнению протокола заседания совета, чем дал формальный старт процессу массовой смены подшипников на грузовых вагонах приписки РФ. Владельцы парка, оценивающие убытки в 200-300 млрд руб., выступали резко против, в том числе угрожая перерегистрацией парка в соседние страны, не поддержавшие решение.

Вместе с тем перерегистрация, которую эксперты считали достаточно реалистичной, уже вряд ли поможет: 25 октября из Ространснадзора в ОАО "РЖД" поступило предостережение за подписью главы управления государственного железнодорожного надзора Александра Косарева, в котором отмечается "угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обусловленная нарушениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава". Суть в том, что на инфраструктуре используются роликовые подшипники, номинальный срок службы которых (три года) "истек или заканчивается в межремонтный период": речь идет о подшипниках, выпущенных по сертификатам июля 2015-го – мая 2018 года.

В письме указывается, что безопасность движения обеспечивают владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса, и ОАО "РЖД" предлагается принять меры по выявлению и приведению в соответствие с требованиями законодательства подвижного состава, укомплектованного перечисленными сериями подшипников. В Ространснадзоре не пояснили, что послужило причиной выпуска предостережения, а также указания партий, произведенных по сертификатам 2018 года, по которым, по логике, нормативный срок службы еще не истек. В ОАО "РЖД" "Ъ" сообщили, что рассмотрят документ "в установленном порядке".

Источник "Ъ" в отрасли пояснил, что, если до сих пор кампания по замене роликовых подшипников касалась только грузовых вагонов, с предписанием Ространснадзора она переходит на всех: роликовыми подшипниками укомплектованы и локомотивы, и пассажирские вагоны, и электрички, и путевая техника.

Таким образом, непосредственно затрагиваются интересы ОАО "РЖД", которое ранее подпадало под риски замены лишь в части грузового парка, который подконтролен входящей в холдинг Федеральной грузовой компании (ФГК).

"Действия Минтранса выглядят желанием обогатить владельцев документации и производителей кассетных подшипников из стран НАТО, а также избранных отечественных производителей адаптеров под их установку, – уверяет источник "Ъ" на рынке. – А теперь они нанесут ущерб не только собственникам вагонов и грузовладельцам, но и ОАО "РЖД". Ремонт или замена подшипников выполняются при ремонте колесной пары, который в основном выполняет ОАО "РЖД". Соответственно, поясняет собеседник "Ъ", убытки будут перевыставляться монополии, которую "просто завалят многомиллиардными исками". Кроме того, добавляет он, ОАО "РЖД" понесет прямые убытки и при переоборудовании всего локомотивного парка, пассажирских вагонов, парка ФГК, "Трансконтейнера" и т. д. "Ну, и заодно Минтранс передает большой привет всем коллегам колеи 1520, ведь их вагоны на территории РФ теперь тоже не соответствуют требованиям", – подчеркивает источник "Ъ".

Логика надзорных органов не очень понятна, соглашается глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Как аргумент в пользу замены на кассетные подшипники это предписание может сыграть роль, однако с точки зрения безопасности выпадает из логики предыдущих: в отличие от запретов эксплуатации серий крупного вагонного литья, ему не предшествовали крупные аварии с изломом боковых рам, и ситуация с подшипниками не выглядит критической и требующей столь жестких мер, замечает эксперт.

Более того, отмечает господин Бурмистров, в напряженной ситуации с погрузкой подобное решение создает дополнительное давление на погрузочный ресурс, особенно в преддверии традиционных для зимы проблем со смерзанием угля, и создается дополнительный риск невывоза грузов или их оттока на автотранспорт. В результате оно выглядит крайне несвоевременным и снижает воспринимаемый клиентами уровень надежности железнодорожного транспорта, подрывая работу ОАО "РЖД" по возврату грузов в сегмент, полагает эксперт. Перебоев с пассажирским движением, уверен он, железнодорожники не допустят, бросив на решение проблемы все ресурсы.

 

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1