СМИ об РЖД

25.10.2019Газета "Северная магистраль" (Северная железная дорога)

Выходим на арктические рубежи

Обсудить актуальные вопросы развития арктического и дальневосточного регионов собрались 15-16 октября представители профсоюзов, органов власти и работодателей.

Интересы железнодорожников-северян представлял председатель Дорпрофжел на Северной железной дороге Вадим Меджидов.

Традиционно организатором мероприятия выступила Федерация независимых профсоюзов России при поддержке Министерства труда и социальной защиты РФ, ведущих общероссийских отраслевых профсоюзов, в том числе Роспрофжел, и принимающей стороны – правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Северная конференция создавалась как трехсторонняя площадка для обмена мнениями и разрешения вопросов, связанных с развитием арктических и дальневосточных регионов страны. Поэтому для участия в дискуссии всегда приглашаются три стороны социального партнерства – представители профсоюзов, органов власти и работодателей. В этом году участниками конференции стали заместитель председателя ФНПР Давид Кришталь, статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов, заместитель координатора стороны Общероссийских объединений работодателей в РТК Андрей Хитров, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, вице-губернатор ЯНАО Александр Калинин.

Основными темами для обсуждения в многостороннем формате стали укрепление социально-экономической инфраструктуры арктических регионов, повышение транспортной доступности, синхронизация государственных программ развития Севера, а также закрепление квалифицированных кадров в регионах с тяжелыми климатическими условиями. Этот вопрос в выступлении поднял Вадим Меджидов.

В условиях неблагоприятной демографической ситуации, связанной с миграционным оттоком населения из районов Крайнего Севера, становится реальной угроза недостатка в персонале, отметил Вадим Меджидов. Только в 2018 году население Республики Коми уменьшилось на 10 тыс. человек при общей численности трудоспособного населения в регионе 480 тыс. человек.

Действенным инструментом привлечения людей в северные регионы является материальная мотивация. Но этот механизм работает не в полную силу. В 2005 году на государственном уровне были отменены льготные правила исчисления размера процентных надбавок молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера. Молодые работники вынуждены зарабатывать полный размер надбавки к зарплате в течение 2,5 лет при условии, что они являются местными жителями. Для работников, приехавших из других областей России, это право наступает по истечении трех лет.

– В 2017 году РОСПРОФЖЕЛ добился выплаты процентной надбавки молодым работникам с первого дня за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии проживания в указанных районах не менее пяти лет. Но согласно действующему законодательству принятый порядок действует только в тех подразделениях ОАО "РЖД", которые находятся в субъектах РФ, где такой порядок установлен, – подчеркнул Вадим Меджидов.

Учитывая сложную демографическую ситуацию и растущую потребность в квалифицированных кадрах, от лица железнодорожников-северян он предложил обеспечить на государственном уровне единую политику в этом вопросе и законодательно закрепить норму о выплате процентной надбавки молодежи в возрасте до 35 лет в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера, независимо от стажа проживания.

Участники конференции поддержали эти инициативы. По словам Александра Калинина, вынесенные вопросы актуальны для всех арктических регионов России.

– Арктические регионы сталкиваются со множеством вопросов, связанных с привлечением квалифицированной трудовой силы, – сказал он. – Привлекать молодежь на работу в непростые климатические условия – задача, требующая совместных усилий государства и бизнеса.

Давид Кришталь отметил, что жить и работать на Крайнем Севере должно быть комфортно:

– Нужно сделать так, чтобы молодежь сюда тянулась, создать условия: достойную зарплату, рабочие места. Мы часто слышим по телевидению, что Север наш, надо его обживать, привлекать молодежь… Пора от слов перейти к делу.

Михаил Тарасенко выразил уверенность, что проблемы по развитию северных территорий, озвученные профсоюзами, требуют внимательного рассмотрения на уровне законодательной власти.

Вадим Меджидов подчеркнул, что необходимо повысить качество медицинского обслуживания северян. Учитывая большие расстояния и транспортные особенности северных регионов, одним из действенных методов повышения доступности медпомощи мог бы стать запуск передвижного консультационно-диагностического центра. В ОАО "РЖД" формируется такой центр. СЖД и Дорпрофжел направили обращение в компанию с просьбой закрепить поезд за магистралью. Председатель Дорпрофжел на СЖД обратился к представителям региональных правительств с предложением: в случае положительного решения рассмотреть возможность совместного содержания передвижного медицинского центра железнодорожниками и субъектами федерации, входящими в зону обслуживания СЖД. Это повысит доступность медпомощи для северян и решит ряд социальных вопросов. Подобные примеры на сети дорог уже есть.

Все предложения одобрены и включены в рекомендации конференции, направлены для рассмотрения на уровне законодательной, исполнительной власти и объединений работодателей.

 

Фото: Нина Лисицина

Нина Лисицина

Версия для печати
screenRenderTime=1