СМИ об РЖД

Путебюджетствие из Петербурга в Москву

Проект ВСМ претендует на грант в 600 млрд руб.

ОАО "РЖД" детализировало проект будущей высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая объединит Санкт-Петербург с Нижним Новгородом через Москву. Общая стоимость проекта составит 2,3 трлн руб. При этом как минимум 600 млрд руб. должен предоставить бюджет в виде капитальных грантов концессионеру и займа из ФНБ. Также обсуждается бюджетное субсидирование купона по зеленым облигациям ОАО "РЖД" на строительство участка Москва – Петербург на сумму свыше 300 млрд руб. По мнению экспертов, если подходить к стройке экономно, то 600 млрд руб. господдержки должно хватить.

Как стало известно "Ъ", ОАО "РЖД" направило в аппарат вице-премьера Максима Акимова и профильные ведомства предложения по включению единой высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород" в федеральный проект "Высокоскоростное железнодорожное сообщение". Этот проект является частью комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (КП МИ), где ранее числился только участок Железнодорожный – Гороховец стоимостью 621,6 млрд руб. Представитель вице-премьера Максима Акимова подтвердил "Ъ", что с предложениями ОАО "РЖД" в аппарате знакомы, они направлены на проработку в заинтересованные ведомства. В Минтрансе также подтвердили, что предложения поступили и находятся на рассмотрении. В ОАО "РЖД" от комментариев отказались.

По расчетам ОАО "РЖД", которые видел "Ъ", суммарная стоимость ВСМ (CAPEX) оценивается в 2,295 трлн руб.: 1,59 трлн руб. – на участок Петербург – Москва протяженностью 659 км, 530 млрд руб. – Москва – Нижний Новгород протяженностью 421 км (с учетом реконструкции пути), еще 30,6 млрд руб. составят затраты на проектирование петербуржского участка. Из суммарных затрат 1,695 трлн руб. – это внебюджетные инвестиции (преимущественно инвестпрограмма ОАО "РЖД").

Еще 600 млрд руб. должен предоставить федеральный бюджет.

Эта сумма не включает в себя всю бюджетную поддержку, на которую претендует проект. Помимо капитального гранта по 200 млрд руб. на каждый из двух участков и займа из средств ФНБ по ставке "инфляция + 1%" на 200 млрд руб., с Минфином обсуждается и возможность субсидирования купона по зеленым облигациям на 275 млрд руб., которые ОАО "РЖД" планирует выпустить для финансирования участка Петербург – Москва (по ставке "инфляция + 5%"). Общая сумма этой субсидии до 2049 года оценивается в 347 млрд руб., и в 600 млрд руб. она не входит. Операционные расходы ВСМ оцениваются в 47,2 млрд руб. в год. В Минфине не ответили на запрос "Ъ".

Пассажиропоток на петербуржском участке оценивается в 30,6 млн пассажиров в год, на нижегородском – 16,8 млн пассажиров, транзитный пассажиропоток – еще 662 тыс. чел. Пуск нижегородского участка намечен на 2024 год, петербуржского – на четвертый квартал 2026 года. В нынешнем варианте проект предполагает сохранение движения "Сапсанов" по существующей инфраструктуре.

Проект, как ранее и заявлялось, должен реализовываться на условиях концессии, при этом пока инвестор упомянут только один – консорциум "Немецкая инициатива" (в него входят Siemens, Deutsche Bahn, Deutsche Bank, Vossloh, Rail. One и др.), меморандум о сотрудничестве с которым ОАО "РЖД" подписало в августе. По подвижному составу предполагается использование технологий Siemens на базе " Уральских локомотивов" (СП Siemens и "Синары" Дмитрия Пумпянского). Ранее, в эпоху актуальности проекта ВСМ "Москва – Казань", рассматривалось и альтернативное участие китайских инвесторов.

Для концессионера предусмотрена и выплата капитального гранта, и обеспечение минимальной гарантированной доходности (когда концедент выплачивает концессионеру разницу между фактическим и плановым доходом, если фактический окажется меньше). При этом проект предполагает локализацию технологий ВСМ на территории РФ до 80%. По проекту, на операционную прибыльность концессионер должен выйти в 2027 году, то есть в первый год полноценной эксплуатации петербуржского участка и в третий – нижегородского.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков полагает, что при исключении наиболее дорогостоящих мероприятий господдержки в 600 млрд руб. должно хватить для реализации проекта. Речь идет об отказе от строительства отдельных вводов в Москву и Петербург, чтобы на участках от Крюково и от Обухово до Колпино движение велось по существующим путям.

Также господин Янков считает оптимальным строительство ВСМ до Петербурга в коридоре существующей железной дороги в качестве третьего-четвертого пути, что позволит избежать дополнительных трат на организацию пересечений с автодорогами, другими железнодорожными трассами и станционную инфраструктуру.

 

Источник: материалы ОАО "РЖД".

 

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1