СМИ об РЖД

Минэкономразвития РФ за перевод вагонов на "кассету" при подтверждении локализации и объемов выпуска

Министерство экономического развития РФ выступает за перевод в стране с 2021 года грузовых вагонов с роликовых подшипников на кассетные только после того, как Министерство промышленности и торговли РФ подтвердит, что уровень локализации в производстве этих компонентов "обеспечивает экономическую безопасность РФ" и удовлетворяется спрос потребителей.

Позиция изложена в письме зам. главы Минэкономразвития Михаила Расстригина в Минпромторг, Минтранс и аппарат правительства РФ от 17 октября. По мнению чиновника, Министерство транспорта РФ должно зафиксировать эти условия в своих ведомственных актах, чтобы, в частности, не допустить увеличения простоя подвижного состава в ремонте.

"Полагаем, что директивное использование (кассетных) подшипников с 2021 г. должно быть обусловлено отсутствием их дефицита, что напрямую связано с наличием достаточных производственных мощностей в стране и достаточным уровнем локализации их производства", – говорится в письме. При этом Расстригин отмечает, что в целом Минэкономразвития поддерживает "внедрение высокотехнологичных решений в сфере железнодорожного транспорта, в частности замену роликовых подшипников кассетными".

Письмо является ответом на поручение аппарата правительства рассмотреть обращение председателя Ассоциации производителей подшипников Олега Савченко (владелец "Европейской подшипниковой корпорации") по вопросу перевода подвижного состава на кассетные подшипники.

За день до отправки письма Совет по железнодорожному транспорту Содружества одобрил перевод в РФ с 2021 г. грузовых вагонов с роликовых подшипников на кассетные (при установке в ходе капитального ремонта колесных пар с новыми колесами) с оговоркой, что это решение не повлечет ограничений на использование вагонов с роликовыми подшипниками других железнодорожных администраций.

Соответствующие изменения будут внесены в Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Однако, как говорят собеседники "Интерфакса" на рынке грузовых железнодорожных перевозок, для введения нормы необходим приказ министерства транспорта.

Решение было поддержано Минтрансом для его применения на территории РФ, сообщало ранее ведомство со ссылкой на своего замглавы Владимира Токарева. "Кроме того, реализация (таких мероприятий) позволит кардинальным образом повысить эксплуатационную работу сети железных дорог России, надежность грузовых вагонов в эксплуатации, а также снизить количество отцепок в текущий отцепочный ремонт", – отмечало министерство. Плюсы видят и в ОАО "Российские железные дороги" (в качестве национальной железнодорожной администрации является участником Совета).

Против предложения о переходе на кассетные подшипники ранее выступил Совет потребителей услуг РЖД. В экспертном заключении по этому вопросу он ссылается на технические риски и возникающие в случае перевода 90% парка российских грузовых вагонов на "кассету" затраты в размере от 200 до 300 млрд руб.

Также отмечался спорный смысл нормативного предписания перевода вагонов на кассетные подшипники – в случае, если будет доказана их экономическая эффективность. Кроме того, указывается и санкционный риск. Опасения и риски также выразили комитет Российского союза промышленников и предпринимателей и Совет операторов железнодорожного транспорта, их разделяет Федеральная антимонопольная служба РФ.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил Минпромторгу и Минтрансу до 25 октября проработать вопрос об использовании кассетных подшипников в тележках грузовых вагонов совместно с заинтересованными ассоциациями. Соответствующее письмо (датировано 11 октября) было разослано ведомствам департаментом промышленности и инфраструктуры правительства РФ после рассмотрения чиновником представленных Минпромторгом сведений по этому поводу.

Пакет документов (от 30 сентября) содержал обращения Савченко, а также председателя президиума Совета операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших собственников грузовых вагонов) Игоря Ромашова и президента Ассоциации предприятий черной металлургии "Русская сталь" Владимира Лисина (основной собственник НЛМК).

Козак поручил министерствам рассмотреть вопрос совместно с этими ассоциациями. О результатах рассмотрения вопроса они должны будут доложить в правительство РФ (а при наличии разногласий с ассоциациями – материалы для урегулирования проблемы на площадке кабинете министров).

Кассетные подшипники в РФ выпускают 3 завода – шведской SKF и американской Timken, а также "ЕПК-Бренко" – совместное предприятие "Европейской подшипниковой корпорации" и Brenco (США).

Версия для печати
screenRenderTime=1