СМИ об РЖД

22.10.2019Газета "Волжская магистраль" (Горьковская железная дорога)

Уфа станет ближе

В одном из регионов нашей магистрали – Башкортостане – принят к исполнению важный проект, воплощение которого обязательно коснется и самой Горьковской дороги.

Это проект строительства железнодорожной линии Уфа – Агидель.

Новые линии уже почти сорок лет не прокладывались в Поволжье и Предуралье, в границах Горьковской магистрали. Напомним: последний из построенных участков Агрыз – Алнаши официально вступил в эксплуатацию в конце 1980 года. Специалисты в сфере логистики прекрасно понимают: экономическое развитие территории, новые предприятия и производственные связи давно уже требуют прокладки линий, дополняющих действующую сеть. Но в восьмидесятых упор был сделан на строительство дорог в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере, затем экономику поразил тяжелый кризис. И сегодня мы продолжаем наблюдать в ней массу болезненных явлений и даже в лучшие годы тревожно всматриваемся: нет ли признаков надвигающейся беды.

Однако намерения прокладывать новые линии в Башкортостане можно оценить как более чем серьезные.

27 августа на оперативном совещании в правительстве республики врио ее главы Радий Хабиров сообщал, что накануне в ходе его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным добро на строительство линии Уфа – Агидель было получено: "Необходимые поручения президент дал. Это работа на перспективу, но в нее надо вцепиться и двигаться вперед. Это может быть большая и долгая история, но первый шаг в этом направлении мы сделали".

Также в регионе запланировано строительство линии Южно-Уральской железной дороги от города Сибай до станции Сара, расположенной около Орска на линии Саратов – Ташкент. Это открыло бы прямой выход из Башкортостана и из Магнитогорска в Оренбургскую область, на магистрали, ведущие в Казахстан и Среднюю Азию.

Линия Уфа – Агидель длиной 175 км должна пройти вдоль реки Белой почти до самого ее устья.

Агидель, получивший статус города в 1991 году, невелик – около 15 тыс. жителей. Строить его начали в 1980 году вместе с атомной электростанцией, которая могла бы обеспечивать током Башкортостан и соседний Татарстан. Однако чернобыльская катастрофа изменила отношение в обществе к атомной энергетике, стройка остановилась. И уже больше трех десятилетий современный город просто ждет новых импульсов для своего развития.

При этом у Агиделя удачное географическое и транспортное положение. Между прочим, древние считали, что текущая в Каспий огромная река начинается не на Валдайской возвышенности, а в Уральских горах. Имя Итиль носила современная Волга от впадения Камы до своего устья. А выше Итилем считалась современная Кама до устья Белой и сама Белая. Слово "Агидель" так и переводится с башкирского – "Белый Итиль". Вспоминается это в связи с важным обстоятельством: ход для судов плавания "река-море" должен иметь глубину четыре метра, и порт с такими глубинами есть на Белой именно в городе Агидель. Он использовался в годы строительства АЭС. А еще грузы прибывали тогда по железной дороге. На карте ее вы не найдете, но она существует – это подъездные пути длиной 38 км, проложенные в начале 80-х годов к Агиделю с Горьковской железной дороги от станции Нефтекамск.

Строительство линии Уфа – Агидель предусмотрено одним из соглашений о сотрудничестве на 2020–2024 годы, которые ОАО "РЖД" и правительство Башкортостана подписали 24 сентября в Уфе в ходе международного форума "Транспорт Урала".

С прокладкой железной дороги в республике связывают промышленное и логистическое развитие Агиделя. Здесь задумано строительство судоремонтно-судостроительного завода. Планируется реконструкция порта, который был бы рассчитан на переработку до 20 млн тонн груза в год. Он будет иметь терминалы: нефтяной, нефтехимический, контейнерный, насыпной, штучно-товарный, лесной, зерновой, металлургический, серный, содовый, для минеральных удобрений. Вблизи Агиделя проходит участок нефтепровода Пермь – Альметьевск. Это открывает возможность для строительства небольшого нефтеперерабатывающего завода, рассчитанного на выпуск 500 тыс. тонн продукции в год. Она может быть отгружена по железной дороге и по реке. В бассейне Камы дает возможность использовать танкеры "река-море" порт Камбарка. И как мы знаем, в результате в этом городе образовался важный логистический узел, ведущий погрузку продукции Пермского нефтеперерабатывающего завода. Его аналогом сможет стать Агидель.

На пути запроектированной линии – два города. Это старинный Бирск с 46 тыс. жителей и Благовещенск, в котором 35 тыс. жителей и развитая промышленность: предприятия по производству труб и арматуры, минеральной ваты, нормалей, гофрокартона, полиэфиров, ТЭЦ. Безусловно, для них прокладка железной дороги станет импульсом к развитию. А пригородные поезда существенно облегчат для местного населения поездки в столицу республики.

Компания, продвигающая проект, обозначила на своем сайте важные параметры. В соответствии с действующими нормативами и с учетом принятой в ОАО "РЖД" унифицированной длины составов – 71 условный вагон – заявляемые объемы перевозок должны составить 30 пар поездов в сутки. Длина приемоотправочных путей на станциях – 1050 метров. Ожидается, что по линии будет перевозиться до 30 млн т груза в год. Проект оценивается в 35 млрд руб. (в ценах 2013 года), однако авторы видят перспективу его дальнейшего развития – дорога вполне может в итоге стать двухпутной и электрифицированной.

На совещании, состоявшемся в Агиделе, была поставлена как первоочередная задача привести в порядок подъездные пути, ведущие из Нефтекамска. Директор ООО "Агидель-ПЖДТ" Рафис Насретдинов посетовал на то, что они давно не используются, местами заросли кустарником и страдают от охотников за металлом. Средства на то, чтобы в нынешнем году выполнить инвентаризацию и начать восстановление линии, выделяет Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан. Это первые шаги к строительству новой линии.

Конечно, сейчас рано загадывать, как она будет поделена между двумя соседними дорогами – Горьковской и Куйбышевской, – но очевидно, что речь пойдет о четвертом стыке, на котором будет осуществляться передача поездов между ними – после Красного Узла, Цильны и Алнашей.

Нынешний железнодорожный маршрут от Казанского вокзала Москвы до Уфы составляет 1503 км. Маршрут через Амзю, Нефтекамск и Агидель – 1419 км. Разница существенная. Однако выигрыш будет еще больше, если иметь в виду обе задуманные линии и транзитные маршруты.

– Строительство новых веток Уфа – Агидель и Сибай – Сара станет альтернативным путем перевозок грузов железнодорожным транспортом по коридору Север – Юг и Транссиб, и здесь же мы видим сокращение расстояния перевозок до пограничных пунктов пропуска Орск и Сагарчин от Москвы и Санкт-Петербурга на 430 и 250 км соответственно, и тем самым мы по факту прорубаем новое железнодорожное транспортное сообщение между Балтикой и странами Центральной Азии, – сказал и. о. председателя Госкомтранса Башкортостана Тимур Мухаметьянов.

Почувствуют разницу и пассажиры. Несколько лет назад был отменен поезд Казань – Уфа: он перестал пользоваться спросом после постройки автомобильной дороги. Маршрут поезда через Агрыз и Бугульму составлял 887 км, и требовалось 22 часа, чтобы их проехать. Новая линия сократила бы путь почти на треть – до 637 км, и поезд снова стал бы удобен для путешествий между соседними регионами.

 

Фото: Николай Морохин

Николай Морохин

Версия для печати
screenRenderTime=1