СМИ об РЖД

Реиндустриализация как новый консенсус

Если мы хотим экономически развиваться, то нашей целью должно быть масштабное восстановление промышленного потенциала. А эта цель требует очень определенной новой экономической политики. Протекционизма, особенно в отношении китайских товаров, низких процентных ставок, снижения налогов, как минимум нулевого профицита бюджета.

Кто сказал: "Все сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя"?

Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время.

В. С. Высоцкий

Не успели мы посетовать, что проект федерального бюджета не вызывает у общественности сколько-нибудь заметной реакции, хотя и касается фактически каждого гражданина, как благостное спокойствие нарушила Счетная палата (СП). Она раскритиковала документ, подготовленный правительством. Аудиторы потрясли основы – прогноз социально-экономического развития страны, который лежит в основе расчетов бюджета. СП обнаружила в прогнозе ряд несоответствий реальности и завышенных ожиданий.

Восприняв критику бюджета со стороны СП как тревожный сигнал, мы решили тщательно проанализировать экономическую политику последних пяти лет и попытаться ответить на вопрос, насколько она в принципе соотносится с задачей ускорения или даже просто поддержки экономического роста. И как может выглядеть фундаментальная альтернатива.

(…)

 

Что не так с нацпроектами

Крупнейшие проекты последних полутора десятилетий – модернизация энергетики, строительство нефтеи газопроводов, модернизация ВПК и ивентдевелопмент (саммит АТЭС, Олимпиада-2014, ЧМ по футболу-2018) закончены или на излете. Нужны новые мегапроекты, а их пока не просматривается. Уже понятно, что национальные проекты образца 2018 года не могут служить таким фитилем.

"Пробуксовка национальных проектов вызвана скорее институциональными причинами – неготовностью органов власти к реальной проработке и началу реализации нацпроектов, нежеланием брать ответственность за возможные проблемы при реализации, – полагает Сергей Дробышевский из ИЭП. – С точки зрения бюджетной политики "отложенный старт" нацпроектов стал лишь дополнительным фактором, продолжившим бюджетную консолидацию".

Есть претензии к реализации нацпроектов и у Счетной палаты. Аудиторы СП отмечают недостатки в системе управления национальными проектами: дублирование управленческих функций, размывание ответственности, неудовлетворительное взаимодействие между органами исполнительной власти разных уровней.

Нам представляется, что проблема с нацпроектами серьезнее. Они не стали ни отраслевыми, не межотраслевыми планами. Они явно избыточны и забюрократизированы.

Цифровизация – модная химера. Это история о том, как делать, а не что делать. Есть масса кусков экономики, где цифровизация является десятым приоритетом, а есть те, где без цифровизации невозможно никакое развитие.

Самостоятельный нацпроект по повышению производительности труда выглядит недоразумением. Это все равно что, усаживаясь в машину, думать не о том, куда и с какой скоростью ехать, а как эффектнее смотреться с развевающимся по ветру шарфиком. Когда и если поедем, шарфик будет виться сам собой – потом им полюбуемся.

Ключевых направлений госинвестиций два – это инфраструктура и человеческий капитал. А знаковым мегапроектом 2020-х годов могло бы стать долгожданное строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ).

Вопиющие проволочки со стартом реализации проекта ВСМ свидетельствуют о катастрофической потере компетенций при реализации проектов подобного масштаба и сложности. Но начинать вспоминать либо учиться заново заниматься межотраслевым планированием все же придется. В качестве пилотного формата мы бы предложили организацию проектного офиса ВСМ с широким привлечением интересантов из бизнеса.

(…)

 

Гурова Татьяна, Ивантер Александр, Скоробогатый Петр, Ульянов Николай

Версия для печати
screenRenderTime=0