СМИ об РЖД

17.10.2019ТАСС

Новосибирские ученые разработают новые методы прогноза разрушения механизмов из-за трения

Результаты исследования помогут создать новые материалы для конкретных условий эксплуатации и повысить срок службы механизмов на железных дорогах.

Коллектив ученых из Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), выигравших молодежный грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), займется изучением эволюции структуры и свойств в поверхностных слоях рельсовых сталей в процессе трения с использованием синхротронного излучения (СИ). Проведенные исследования позволят предупредить износ и разрушение узлов трения, сообщил ТАСС в понедельник аспирант кафедры материаловедения в машиностроении НГТУ Кемал Эмурлаев.

"Взаимодействие различных пар трения, например, "колесо-рельс", как правило, изучается методами исследования структуры материала при помощи дифракции рентгеновского излучения микроскопии на специально приготовленных образцах. Что касается применения синхротронного излучения, то его свойства обеспечивают высокую временную разрешающую способность и позволяют получать информацию о текущем состоянии изделия с частотой в несколько сотен измерений в секунду, это значительно больше чем при использовании классических дифрактометров", – отметил Эмурлаев.

По словам ученого, использование синхротронного излучения для анализа процессов фрикционного взаимодействия позволит исследовать множество микроструктурных параметров вещества. В свою очередь, это даст возможность внести ясность в понимание природы изнашивания материалов, а также внести корректировки в эксплуатацию современных материалов и открыть возможности для разработки новых.

"Над проектом работает группа молодых ученых из НГТУ. Эксперименты выполняются на базе Института ядерной физики Сибирского отделения РАН. Кроме того, ряд исследований был ранее проведен в Европейском центре синхротронного излучения, расположенный в Гренобле (Франция)", – сказал Эмурлаев.

Он добавил, что результаты исследования могут быть направлены на корректировки условий эксплуатации имеющихся сплавов, а также на разработку новых материалов для конкретных условий эксплуатации. Совокупность полученных данных о быстропротекающих структурных изменениях позволят повысить безопасность при использовании различных механизмов гражданского транспорта, в горнодобывающей промышленности и прочих отраслях.

"Согласно данным РЖД, железнодорожная отрасль выполняет более 40% и 25% всего грузо- и пассажирооборота в России. Ежегодный рост объема грузоперевозок и интенсивности движения приводит к износу системы "колесо-рельс", а также к существенному износу стрелочных переводов. Предупреждение разрушений материалов здесь становится важной задачей", – рассказал Эмурлаев, добавив, что молодежный грант РФФИ, предоставленный на два года, составляет 600 тыс. рублей в год.

РФФИ

Российский фонд фундаментальных исследований создан указом президента РФ в 1992 году по инициативе крупнейших ученых страны. Основная цель работы фонда – поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки на конкурсной основе, направленная на построение новых отношений между учеными и государством. Ежегодно 90 тыс. ученых участвуют в заявках на гранты РФФИ, 20 тыс. заявок становятся победителями.

Версия для печати
screenRenderTime=1