СМИ об РЖД

Вечная мерзлота – не помеха?

Ученые изучают возможность строительства железной дороги от Уренгоя до Норильска. Сейчас один из важнейших российских металлургических центров не имеет наземного сообщения с "большой землей". Грузы и людей возят по воздуху или водным транспортом. По сообщениям региональных властей, первые поезда могут прийти в заполярный город уже в 2030 году.

Исследование местности на пути предполагаемой прокладки железнодорожной ветки ведется в рамках экспедиции "Трансполярная магистраль", организованной под эгидой Русского географического общества.

Трансполярная магистраль – современное название железной дороги Чум – Салехард – Игарка, строительство которой велось в 1947-1953 годах, пока проект не признали нецелесообразным. Между тем планы были грандиозные.

Трансполярная магистраль должна была стать частью масштабного проекта Великого северного железнодорожного пути, задуманного в 1928 году и призванного соединить территории от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и Чукотки. Сейчас в арктической зоне Красноярского края действует железная дорога от Норильска до Дудинки протяженностью 114 километров. Ветка изолирована и не имеет выхода в общую сеть. Она обеспечивает в основном перевозки технологических грузов предприятий Норильского промышленного района.

По словам руководителя экспедиции Сергея Суша, перед учеными поставлена задача обследовать местные почвы. Требуется определить, какую максимальную нагрузку они смогут выдержать. Для этого будут бурить глубокие скважины и устанавливать специальные датчики. Позднее полученные данные проанализируют в лаборатории на предмет способности северных грунтов к сцеплению и деформации.

Экспедиция намерена изучить два варианта строительства железной дороги от Уренгоя до Норильска. Первый фактически предполагает возвращение к проекту "Стройка 503", начатого в середине прошлого века, но потом замороженного. Согласно этому плану, рельсы должны связать Янов Стан, Туруханск, Игарку, Снежногорск и Норильск.

Второй вариант предложили сами железнодорожники, и он учитывает потребности современной экономики. Ветка может пройти там, где идет активное освоение полезных ископаемых. В этом случае маршрут будет выглядеть таким образом: Новозаполярный – Русское месторождение – Курейка – Дудинка – Норильск.

Как сообщили в правительстве Красноярского края, формирование железнодорожной сети на севере региона предусматривает федеральная стратегия развития отрасли до 2030 года. Речь идет о прокладке участков Русское – Игарка (482 километра) и Игарка – Норильск (285 километров).

В краевом министерстве транспорта подчеркнули, что губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и президентом ОАО "Российские железные дороги" Олегом Белозёровым подписано соглашение о совместной реализации проекта. Оно предусматривает создание Северного широтного хода через Обскую, Салехард, Надым, Хорей, Пангоды, Новый Уренгой и Коротчаево, а также развитие железнодорожных подходов к нему. Ветка до Норильска должна стать продолжением Северного широтного хода, планируемый объем перевозок по которому составит около 25 миллионов тонн в год.

Экспедиция "Транссибирская магистраль" будет работать в Красноярском крае два года. Результаты исследований покажут, можно ли приступить к строительству долгожданной для северян железной дороги.

 

Прямая речь

Константин Димитров, министр транспорта Красноярского края:

Строительство широтной технологической железнодорожной магистрали "Полярной" на участках Русское – Игарка и Игарка – Норильск закончит оформление Игарки как крупного комплексного транспортного узла на севере Красноярского края. Кроме того, реализация проекта позволит создать прямое железнодорожное сообщение с Норильским промышленным районом, а также свяжет его с территорией Ямало-Ненецкого автономного округа. Регионы Западной Сибири получат возможность транспортного выхода к Северному морскому пути.

 

Мальков Дмитрий, Прокопьев Юрий

Тематика: Строительство
Версия для печати
screenRenderTime=1