СМИ об РЖД

Матрица для локомотивов

Технологии будущего уже становятся сегодняшним днем. Capgemini Consulting в 2019 году провел исследование, в котором приняли участие 700 промышленных компаний. Согласно полученным данным, предприятия, использующие AR/VR-технологии, в среднем на 26% прибыльнее конкурентов. В опросе не участвовал ни один российский представитель промышленного сектора, однако рынок промышленных решений виртуальной и дополненной реальности в России в 2018 году составил 1,6 млрд руб., а к 2022 году, по оптимистичным прогнозам, он может вырасти до 18,7 млрд руб. – почти в 12 раз.

Маневровый тепловоз ТЭМ10 с электрической передачей предназначен для выполнения маневровой и маневрово-вывозной работы на железнодорожных путях колеи 1520 мм.

В целях реализации цифровой технологии в рамках нацпроекта "Цифровая экономика" российским правительством принята дорожная карта, предусматривающая меры поддержки как стартапов, так и корпораций, которые развивают технологии AR/VR.

И виртуальная реальность, которая еще недавно казалась фантастикой, сегодня применяется и в российской промышленности. Холдинг "Синара – Транспортные Машины", один из инновационных лидеров своей отрасли, стал одним из первых, кто разрабатывает и внедряет технологию прототипирования в транспортном машиностроении.

Проект по улучшению процессов проектирования локомотивов с помощью внедрения VR-технологии был представлен на Молодежной научно-практической конференции в рамках Международного форума "Горизонты" Трубной металлургической компании и Группы Синара. Главная идея, предложенная инженером-конструктором второй категории Центра инновационного развития СТМ Игорем Кабановым, – использовать инструменты виртуального прототипирования для оценки эргономических характеристик проектируемых локомотивов. Эти меры помогают снизить издержки на внесение изменений в конструкцию на этапе проектирования и разработки конструкторской документации еще до изготовления опытного образца. Проект использования VR-технологии был признан одним из лучших и получил возможность для внедрения на реальном производстве. Пилотной площадкой выступил Центр инновационного развития СТМ, интегратором решения – компания "Дженерал Ви Ар", которая специализируется на разработке и внедрении новых технологий Индустрии 4.0, решений виртуальной и дополненной реальности в отраслях промышленности.

"VR-технология предоставляет новые возможности, с ее помощью мы уже ведем разработку новых локомотивов: инновационного тепловоза серии ТЭМГ1, работающего на газомоторном топливе, модернизированного дизельного тепловоза ТЭМ10 и газотепловоза ГТЭМ1 с двумя газотурбинными установками на базе газотурбинного двигателя ГТД-1250. Она позволяет "трансформировать" процесс разработки, оценить производственные показатели внутри локомотива, что улучшает удобство обслуживания и потребительские свойства новой техники", – отметил главный конструктор Центра инновационного развития Александр Сачков.

СТМ в прототипировании использует программное обеспечение компании "ВР Концепт", что позволяет анализировать конструкцию и эргономику обслуживания и ремонта локомотивов в цифровом пространстве. Кроме того, у холдинга появился эффективный инструмент для презентации продуктовой линейки на ключевых отраслевых событиях и выставках.

Генеральный директор компании "ВР Концепт" Денис Захаркин считает, что виртуальное прототипирование позволяет использовать гибкий подход к проектированию сложных изделий. И СТМ как лидер по внедрению новых технологий одним из первых интегрирует подобные решения в машиностроении: "В настоящий момент холдинг "СТМ" успешно анализирует удобство сервисного обслуживания с помощью новейших технологий инверсной кинематики, при которой анализируется все тело человека в виртуальной реальности. И в так называемой матрице используется коллективная работа нескольких человек".

В ближайшей перспективе планируется внедрение виртуальной реальности для обучения сотрудников ремонту локомотивов и масштабирование технологии в производственных подразделениях. Новый проект СТМ – это один из элементов создаваемой в компании цифровой экосистемы, и наряду с цифровыми двойниками он является необходимой составляющей трансформации бизнес-процессов всей компании.

Фото: архив АО "СТМ"

Илона Измайловская

Версия для печати
screenRenderTime=1