СМИ об РЖД

Справятся без помощника

В минувшую пятницу на Северной дороге прошла заключительная, шестая пробная поездка по маршруту Иваново – Ярославль-Главный. Первый поезд, давший старт пилотному проекту организации вождения грузовых поездов машинистами без помощников, прибыл из Иваново в Ярославль в августе.

"Анализ серии из шести поездок в ближайшие дни будет представлен в Дирекцию тяги ОАО "РЖД" для принятия решения о возможности вождения грузовых поездов в одно лицо, – рассказал начальник эксплуатационного локомотивного депо Иваново Евгений Слепнев. – Наши машинисты справляются с поставленной задачей – уверенно ведут поезд по всему маршруту без помощника".

Вместе с тем, по его словам, есть некоторые проблемы в организации эффективного пропуска таких поездов из-за недостаточных пропускных способностей Ярославского узла. Так, не всегда удавалось уложиться в семь часов, которые отпущены на работу по технологии в одно лицо, – приходилось менять машиниста на одной из промежуточных станций, а это непроизводительные потери. В депо Иваново надеются, что в перспективе движенцы начнут уделять таким поездам особое внимание и обеспечат им безостановочный пропуск от Иваново до Ярославля.

У ивановских локомотивщиков уже есть опыт вождения поездов в одно лицо, правда, пока только в передаточно-вывозном движении: с 2017 года они водят без помощников сборные поезда на малодеятельных участках Иваново – Кинешма и Иваново – Волгореченск. В Северной дирекции тяги считают, что надо поэтапно переходить к вождению по этой технологии грузовых поездов на более длинных участках.

Для этого выбраны три направления: Иваново – Ярославль-Главный, Ярославль-Главный – Данилов и Сольвычегодск – Урдома. Необходимыми приборами безопасности пока оборудованы лишь тепловозы 2ТЭ116УД, приписанные к депо Иваново. Их 57 единиц, они новые, оснащены всем необходимым при изготовлении на заводе. 45 ивановских машинистов уже имеют заключение для работы в одно лицо, до конца года его получат еще 20.

"Для вождения в одно лицо мы отбираем самых опытных машинистов, прошедших специальную подготовку, – пояснил Евгений Слепнев. – У них хорошая мотивация: надбавка к зарплате до 50%, поездки по твердому графику с уменьшенной месячной нормой выработки часов. За два года работы по этой технологии на малодеятельных участках они ни разу не допустили ошибки, которая привела бы к задержке поезда или другим неприятным последствиям. К техническому состоянию локомотива также предъявляем повышенные требования".

На маршруте Ярославль-Главный – Данилов эксплуатируются электровозы серий ВЛ10 и ВЛ11, которые необходимо дооснастить системами безопасности ТСКБМ и КЛУБ. 39 машинистов локомотивного депо Ярославль-Главный готовы к работе без помощника, к концу года их количество вырастет до 52.

На участке Сольвычегодск – Урдома для реализации проекта необходимо оборудовать локомотивы серии 2ТЭ10Мк системой контроля бодрствования машиниста ТСКБМ. Такими системами здесь уже оборудованы тепловозы, занятые в подталкивании. Кроме того, в локомотивное депо Котлас поступило 36 комплектов ТСКБМ, которые планируется установить на грузовые локомотивы. Заключения для работы в одно лицо имеют 175 котласских машинистов, а по окончании курсов повышения квалификации ими будут обладать 190 человек.

"Первые пробные рейсы по маршруту Иваново – Ярославль-Главный дадут материал для доработки и успешной реализации пилотного проекта, – считает первый заместитель начальника Северной дирекции тяги Евгений Захаров. – Принцип вождения грузовых поездов в одно лицо – завтрашний день железной дороги, и этот день уже недалек".

Годовой экономический эффект от реализации проекта, по предварительным подсчетам, составит более 20 млн руб. Он будет достигнут за счет повышения производительности труда, экономии расходов по зарплате, снижения непроизводительных потерь в организации работы локомотивных бригад.

Как отметили в Северной дирекции тяги, сегодня не во всех документах, регламентирующих работу железнодорожного транспорта, предусмотрены все необходимые нюансы вождения грузовых поездов в одно лицо. Необходимо подготовить нормативную базу, в первую очередь четко прописать, что делать машинисту грузового локомотива в той или иной нештатной ситуации, как взаимодействовать со смежными службами.

 

Николай Порецкий, соб. корр. "Гудка", Ярославль

Тематика: Локомотивы, СЖД
Версия для печати
screenRenderTime=1