СМИ об РЖД

Чтобы перестали плеваться

На Южно-Уральской магистрали приложат все силы, чтобы исключить риски возникновения пожаров в полосе отвода по вине железнодорожников.

Лето на полигоне ЮУЖД выдалось жарким. Традиционно самый потенциально опасный, с точки зрения возникновения пожаров, – Оренбургский регион. Как правило, летом температура воздуха здесь выше, чем в других областях, а значит, трава быстрее выгорает, больше сухостоя. И согласно статистике, большинство чрезвычайных происшествий зафиксировано именно здесь.

– По официальным данным, в сравнении с прош­лым годом общее число происшествий резко увеличилось, – говорит главный пожарный инспектор на ЮУЖД Дмитрий Резниченко. – В первую очередь это связано с новой системой учета. Теперь мы должны вносить в статистику и те случаи пожаров в полосе отвода, которые произошли без повреждений как нашей инфраструктуры, так и соб­ственности третьих лиц.

Всего с начала года огнеборцами зарегистрировано 18 фактов пожаров в полосе отвода. В 13-ти случаях из них огонь, что доказано при комиссионных расследованиях, пришел в полосу отвода ЮУЖД со стороны. Еще три ЧП произошли из-за неосторожного обращения с огнем неустановленными лицами непосредственно в полосе отвода дороги. По словам специалистов, если не было свидетелей, виновников в таких случаях практически невозможно определить.

Но два случая вызывают особую тревогу у работников стальных магистралей – причиной пожаров стали… тепловозы.

– Для возникновения огня нужно три фактора: пожарная нагрузка, доступ воздуха и источник зажигания, – продолжает Дмитрий Александрович. – В жаркую погоду в роли первого выступает сухая трава или мусор. Убрать их на протяжении всей полосы отвода физически невозможно. Доступ кислорода есть всегда. А вот в роли источника, к сожалению, в обоих случаях выступили машины 2ТЭ10.

Первое ЧП произошло 26 июня на перегоне ­Колтубанка – Неприк Оренбургского региона. К счастью, стихия обошлась только сухой травой, огонь не ушел далеко от железнодорожных путей, объекты инфраструктуры и лесные массивы не по­страдали. Помогла противопожарная опашка. Однако во время расследования выяснилось, что очагов возгорания не менее семи, и находятся они друг от друга на расстоянии от трех до пяти километров. Как отмечают пожарные, вина техники Южно-Уральской дирекции тяги не подлежит сомнению. Дей­ствительно, вряд ли какой-то злоумышленник шел вдоль путей и через несколько километров палил сухостой.

Второй случай произошел 18 июля на территории Челябинского региона на перегонах Иткуль – Маук и Верхний Уфалей – Иткуль. Здесь были зафиксированы такие же возгорания. Причина – опять тепловозная тяга и конкретно машина 2ТЭ10. Выгорело 15 гектаров земли, огонь вышел за полосу отвода.

– Просто ехал тепловоз и "плевался", – объясняют огнеборцы. – Со временем в выхлопных трактах машины может скапливаться так называемый нагар. Быстрее всего это происходит, когда тепловоз долго стоит на месте в заведенном состоянии или эксплуатируется на малых оборотах. И вот машинист, как говорится, "поддает газку", искрогасящий элемент не успевает справиться со своей задачей и уловить все, что необходимо, и что-то может вылететь в трубу, ту, что на крыше локомотива. Вторым источником искр у техники данного типа могут быть дренажные патрубки, расположенные под днищем, откуда под давлением могут вылетать горячие избытки масла. Все это чаще всего происходит в моменты, когда локомотив едет под большой нагрузкой и на больших оборотах двигателя.

При этом проблема может усилиться при некачественном прохождении технического обслуживания. Периодически подобные нарушения выявляют сами инспектора пожарной охраны ЮУЖД. Однако, как признаются специалисты, это происходит только во время комиссионных осмотров. А к каждому локомотиву контролирующего не приставишь.

– Необходимо сделать все, чтобы исключить подобные случаи, – продолжает главный пожарный инспектор ЮУЖД. – И руководство дороги отслеживает этот вопрос. Огромное внимание уделяется особо охраняемым территориям, которые причислены к национальным богатствам России и через которые проходит железная дорога. Речь идет о Бузулукском боре в Оренбургской области и Ильменском заповеднике в Челябинской. Здесь железнодорожники даже установили специальные емкости с водой на случай возможного ЧП.

Из сложившейся ситуации наш собеседник видит два выхода. Первый – замена старых 2ТЭ10 на новые локомотивы, в которых стоят усовершенствованные системы искрогашения. Однако разом списать старую технику и приобрести новую не получится – не хватит средств. Это понимают и сами пожарные, поэтому настаивают на втором варианте: более качественно и ответственно проводить очистку систем дизеля тепловозов, не допускать скапливания копоти и нагара в выхлопных трактах. Только так можно будет избежать возможных чрезвычайных происшествий.

– В настоящее время этому вопросу все больше внимания уделяется со стороны надзорных органов, – резюмируют пожарные. – Любое нарушение может грозить серьезными финансовыми штрафами. И это не говоря уже о том, что возможное загорание может повредить как объекты железнодорожной инфраструктуры, так и расположенные на близлежащих территориях. Чтобы избежать этого, снизить риски со стороны техники РЖД, нужно внимательнее и ответственнее относиться к обслуживанию локомотивов.

 

Фото: Анатолий Шулепов

Александр Кичигин

Версия для печати
screenRenderTime=1