СМИ об РЖД

Они растят кадры

Юных железнодорожников, которые победили в профессиональном конкурсе и стали лучшими по профессии, наградили.

Одну из старейших малых магистралей на сети начали строить незадолго до начала Великой Отечест­венной войны – в 1939-м. Но в 41-м процесс остановился, только что уложенные рельсы отправили на фронт. Закончили проект спустя 10 лет. Правда, в то время ее длина всего 700 метров, деревянные шпалы, один маленький паровозик и пара деревянных вагонов. Лишь в 1953 году длина детской дороги выросла до двух с половиной километров. На месте старого городского пляжа неподалеку от реки Миасс построили станцию Водная.

– Я прекрасно помню те годы и то, как выглядела малая магистраль, – рассказывает ее начальник с 2009-го по 2016 год Владимир Токаренко. – Мы были школьниками и активно занимались в профильном кружке с 1961-го по 63-й год. Современные дети, быть может, посмеялись бы над тем, какой была магистраль. Но для тех лет она была вполне современным центром подготовки кадров для большой железной дороги.

Реконструкцию провели в 1971 году, а спустя еще 17 лет ее удлинили до существующих размеров – почти шесть километров. Построили станцию Звездная. Затем грянул кризис середины 90-х. В течение трех лет магистраль вообще не работала, процесс обучения детей приостановился. Однако затем руководство Южно-Уральской магистрали восстановило процесс подготовки будущих кадров. В 2008-м здесь провели последнюю на сегодняшний день реконструкцию.

– Давался этот процесс очень нелегко. Мне практически приходилось сутками находиться на рабочем месте, лично контролировать процесс, – продолжает Владимир Александрович. – Полностью обновили путь, перешли с деревянного основания на железобетонное. Пришел новый подвижной состав – два тепловоза ТУ7 и шесть вагонов. Подремонтировали помещения и сами здания, станционные комплексы. Вместе с тем процесс осложнялся тем, что реконструкция стартовала в феврале и продолжалась по апрель, чего на большой дороге, как вы знаете, не делается. Но выбора не было.

Здесь ежегодно обучаются более 700 ребят. Дети пробуют себя в роли машинистов тепловоза, дежурных по станции, проводников пассажирского вагона, осмотрщиков вагонов и монтеров устройств сигнализации. Воспитанники детской железной дороги систематически становятся призерами различных сетевых конкурсов.

Популярна "железка" и у жителей города: только за прошлый год по путям перевезли более 50 тысяч пассажиров. В 2013-м сюда привезли новый локомотив – уменьшенную копию настоящего "Сапсана". Впереди огромные перспективы. Так, планируется построить новый учебный корпус, уже сейчас ведется его проектирование. Появится и депо для ремонта и отстоя локомотивов зимой. В планах оборудование дороги автоматической блокировкой и создание диспетчерской централизации. Но главный проект – это удлинение путей.

– Согласно нашим предложениям, ДЖД должна быть продолжена до Шершневского городского пляжа, – рассказывает начальник Челябинской малой магистрали Евгений Болдовский. – Это по­зволит привлечь к нам еще больше пассажиров, да и в принципе ехать по более длинному маршруту интереснее. В настоящее время совместно с администрацией Челябинской области создана рабочая группа, выбирается оптимальный маршрут прокладки путей.

В честь 70-летия ДЖД для воспитанников ма­гистрали работники Челябинского Дворца культуры железнодорожников подготовили целую программу: веселые танцы и множество интеллектуальных задачек.

Ученик Евгений Дошин рассказывает, что отлично помнит, когда в его школу пришел инструктор и начал рассказывать про железную дорогу.

– Меня это сразу заинтересовало, не было ни минуты сомнения, приходить сюда или нет, – говорит мальчуган. – Занимаюсь уже три года. Попробовал себя на разных должностях, но больше всего запомнилась, наверно, как и большинству моих сверстников, профессия машиниста. Она очень ответственная и интересная. Помню, как впервые отправлялся со станции в кабине ТУ7, нервничал, тряслись руки, ведь надо было поехать плавно, а потом еще аккуратно затормозить. Сосредоточиться непросто, когда понимаешь, что у тебя полный состав детей и взрослых. Но инструкторы помогали, объясняли. Теперь я хочу дальше продолжить учиться именно на машиниста.

В завершение мы предложили помечтать, какой будет Челябинская ДЖД еще через 70 лет.

– Уверен, она будет буквально напичкана современными технологиями, будут ходить совсем другие локомотивы, вагоны станут еще комфортнее, – говорит Евгений Болдовский. – Однако не думаю, что появятся, к примеру, поезда на воздушных подушках. В нашем парке они ни к чему.

– Уверен, что будет меняться система обучения, – думает Владимир Токаренко. – Современная молодежь очень сильно отличается от тех ребят, какими были мы в 1961-м. Они быстрее мыслят, более грамотные и в целом более развиты. Такие правила диктует сам ритм жизни. Именно поэтому программы будут адаптированы к текущим задачам. Вполне возможно, изменятся и сами способы обучения. Но, думаю, у преподавательского состава будет время подготовиться.

 

Фото: Анатолий Шулепов

Александр Кичигин

Версия для печати
screenRenderTime=1