СМИ об РЖД

Итоги лучше ожиданий

ОАО "РЖД" в 2018 году выполнило основные ключевые показатели эффективности деятельности (KPI) и добилось пиковых значений в объемах пассажирских и грузовых перевозок за последние несколько лет. Согласно отчетности, доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы страны в 2018 году составила свыше 87%. Это максимальный показатель за последние 15 лет, отметил во вступительном слове к годовому отчету генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозёров.

Лучших показателей за последние десять лет РЖД достигли в сфере пассажирских перевозок: за год компания перевезла 1,157 млрд пассажиров.

"Мы поставили абсолютный рекорд по объемам перевозок, к пиковому значению 1988 года грузооборот увеличился на 2,5%. В сфере пассажирских перевозок мы также достигли рекордных результатов – отправлено более 1,157 млрд пассажиров, что является самым высоким показателем за последние десять лет. В основе роста постоянно улучшающийся сервис, увеличение глубины продаж до 90 суток, новый подвижной состав, в том числе современные двухэтажные вагоны, скоростные поезда "Ласточка" отечественного производства. Большую роль здесь сыграло и то, на каком высоком уровне железнодорожники обеспечили транспортное обслуживание чемпионата мира по футболу FIFA 2018", – написал в документе Олег Белозёров.

По его словам, в мае 2018 года указом президента РФ определены основные цели научно-технологического и социально-экономического развития страны на ближайшую перспективу. Среди них – обеспечение темпов экономического роста выше мировых, сохранение макроэкономической стабильности, внедрение современных технологий. "Сложно представить решение этих задач без ускоренной модернизации транспортного комплекса, совершенствования перевозочных технологий и обновления инфраструктуры. Основой для нашего движения вперед стала разработанная в 2018 году Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД". Программа определяет целевое состояние российских железных дорог к 2025 году, а ее исполнение будет способствовать росту ВВП и улучшению качества жизни в России", – указал Олег Белозёров.

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, доминирующий фактор успеха, порядка 80%, находится внутри РЖД. "Компания реализует очень серьезные программы по улучшению менеджмента и организации производственных процессов. То есть для повышения внутренней эффективности были сделаны очень большие шаги, и это начинает сказываться.

Кроме того, за счет введения системы "Платон" сейчас меняется баланс в перевозке низкомаржинальных грузов, что полезно для национальной экономики. Раньше их перевозили автомобилями, получалось выгодно, так как не нужно платить за инфраструктуру. На большие расстояния низкомаржинальные грузы, к примеру строительные, не возят даже в США, где развитая сеть автомагистралей и автомобилей. На расстояние больше 500 км нужно возить железной дорогой. По наливным грузам железная дорога также забрала немаленькую долю у речников", – сказал Михаил Блинкин.

Доходы холдинга, включая 206 дочерних компаний, в 2018 году составили 2 трлн 413 млрд руб. Показатель EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизационных отчислений) выполнен на 101% – 380,2 млрд руб. при плане 376,5 млрд руб. Это стало возможным благодаря росту доходов от основной деятельности. Снижение операционных расходов (затрат) при плановом значении в 2% произошло на 3,1%, показатель уровня безопасности движения также улучшен: при плановом количестве событий на 1 млн поездо-км не более 1,28 фактическое значение составило 0,98. Таких результатов удалось достичь за счет контроля соблюдения участниками процесса нормативных правил и применения прогрессивных методов управления безопасностью. Объем затрат по инвестпроекту "Повышение безопасности движения" за 2018 год составил 3,5 млрд руб. (+12% к показателю 2017 года). Также благодаря увеличению объемов перевозок перевыполнен план работ по инфраструктуре РЖД – 100,5%. Кроме того, на инвестиционные программы холдинг направил 530 млрд руб., из них 460,4 млрд руб. собственных средств и 66,7 млрд руб. – за счет государственной поддержки.

По данным компании, груженый грузооборот достиг в 2018 году исторического максимума – 2,596 трлн ткм (+4,2% к уровню 2017 года). Погрузка выросла на 2,2% – до 1,289 млрд тонн, в основном за счет каменного угля (+4,6%). Заместитель генерального директора – директор по логистике ОАО "СУЭК" Денис Илатовский отметил рост погрузки твердого топлива в направлении стран АТР, по его мнению, это наиболее перспективный рынок.

"Возможность прироста появилась благодаря реализации проекта "БАМ-Транссиб", который РЖД планируют завершить в 2020 году. Кроме расшивки узких мест компании удалось увеличить средний вес поезда и сократить межпоездные интервалы, в том числе в самом узком месте Иркутск – Слюдянка. Каждая минута этого ускорения приносит около 10 пар поездов. На 2019 год рыночные котировки угля гораздо ниже, что привело к сокращению погрузки на запад. Однако спрос на востоке в тоннах сохраняется, и это единственный стабильный рынок. В принципе есть шанс в 2019 году обеспечить прирост погрузки, если продолжить развитие провозной способности Восточного полигона. Рынки Европы будут сокращаться, и совершенно правильно действуют РЖД, перенаправляя современные тяжелые локомотивы с дорог запада на восток", – сообщил "Гудку" Денис Илатовский.

Также выросла погрузка железной и марганцевой руды (+5,7%), черных металлов (+7%) и зерна (+22,6%). Кстати, в 2017 году темп погрузки зерна не превышал 16,4%, и намеченный рост говорит о все большей активности зерновых компаний, особенно на экспортном рынке, отмечают в РЖД.

Лучших показателей за последние десять лет РЖД достигли и в сфере пассажирских перевозок. За год компания перевезла 1,157 млрд пассажиров (+3,5% к 2017 году). Пассажирооборот вырос на 5,2% – до 129,4 млрд пасс.-км, в том числе в дальнем следовании – на 5,7% (96,3 млрд пасс.-км), в пригородном сообщении – на 3,9% (33,1 млрд пасс.-км). В 2018-м транспортная подвижность населения России на железнодорожном транспорте увеличилась к уровню 2017 года на 5,3% (881,2 пасс.-км на человека). В компании отмечают, что до этого момента на протяжении нескольких лет фиксировался спад. Но в 2018 году доля пассажирооборота в дальнем следовании в общем пассажирообороте увеличилась на 0,3 п.п. – до 74,4%.

К примеру, для перевозки болельщиков и клиентских групп Мундиаля-2018 отправлены 734 рейса дополнительных поездов. На них продано 383,9 тыс. билетов. Услугой бесплатного проезда воспользовались почти 319 тыс. болельщиков. Кроме того, на 133 вокзалах сейчас работают специализированные службы помощи маломобильным пассажирам. Кроме того, программой лояльности "РЖД Бонус" уже воспользовались порядка 4 млн человек.

"Мы уделяем огромное внимание развитию пассажирских перевозок, не боясь экспериментировать с новыми бизнес-моделями услуг. Wi-Fi в поездах и на вокзалах, мобильные приложения, новые способы оплаты, электронные билеты, поездной медиапортал, бонусные программы – все это реальность сегодняшнего дня", – сообщил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Дмитрий Пегов для годового отчета компании.

Также компания расширила международную географию транспортно-логистических услуг. В частности, организованы отправки российского зерна в Турцию по международному маршруту Баку – Тбилиси – Карс, разработаны новые сервисы транзитных контейнерных перевозок по маршрутам Китай – Европа – Китай через порт Калининград и Южная Корея – Финляндия – Южная Корея через порт Восточный. Для развития МТК "Север – Юг" организованы тестовые отправки контейнеров из Индии в Россию и Белоруссию. Завершен первый этап создания транспортно-логистического центра "Калининград" с сателлитом "Черняховск", где транзитные контейнерные поезда перегружаются с колеи 1520 мм на колею 1435 мм.

Как считает советник первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Вадима Михайлова Федор Пехтерев, для итогов года важно, что компания добилась хороших доходов и финансовых показателей. "РЖД также показали очень хорошую динамику роста пассажирских перевозок, что после долгих лет стагнации является положительным фактором. Это означает, что на рынке пассажирских перевозок мы выглядим конкурентоспособными. По грузовым перевозкам также есть небольшая динамика. Мы сегодня везем уголь на расстояние до 5 тыс. км из Кузбасса в порты Дальнего Востока, поэтому даже небольшой прирост погрузки угля дает колоссальные результаты по груженому грузообороту", – прокомментировал он "Гудку".

Чтобы удержать позиции, считает Федор Пехтерев, необходимо обеспечить конкурентоспособность, то есть разумную тарифную политику. Вторая составляющая, которая позволит наращивать инфраструктурную мощность, – это реализация инвестиционных программ компании. И надо предлагать клиентам новые виды услуг. В пассажирском движении в крупных транспортных узлах это городская электричка, скоростные экспрессы между областными городами. В грузовых перевозках, поскольку идет резкий рост контейнеризации, нужно развивать грузовые экспрессы по расписанию, сокращать время на оформление перевозочной документации. В международных перевозках акцентом является развитие международных транспортных коридоров между востоком и западом, а также разумная тарифная политика, сокращение времени пересечения границ, включая таможенные и пограничные процедуры.

Как считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, увеличение груженого грузооборота и погрузки произошло за счет сокращения порожнего пробега подвижного состава, включая оптимизацию маршрутов движения и ужесточение требований к участникам рынка по его использованию, модернизации инфраструктуры и расширения пропускной способности магистрали. Также на показателях отразилась гибкая тарифная политика РЖД и грузовых операторов.

"Рекордный рост в пассажирских перевозках свидетельствует о том, что РЖД успешно выдерживают конкуренцию с другими видами транспорта. Также есть неплохой потенциал для того, чтобы удержать позиции, считает эксперт. Это дальнейшее развитие Восточного полигона, увеличение транзитных перевозок по маршрутам Европа – Азия и и Север – Юг. Имеет большое значение и обновление подвижного состава, рост числа вагонов с увеличенной грузоподъемностью. Также нужно конкурировать за любые виды грузов даже в небольшом объеме с другими видами транспорта", – уточнил Дмитрий Баранов.

Справка "Гудка"

Годовой отчет ОАО "РЖД" за 2018 год по итогам международного конкурса Лиги американских профессионалов LACP в области коммуникаций получил золотую медаль в номинации "Транспорт и логистика" и бронзовую медаль в номинации "Лучшее содержание годового отчета региона Европа, Центральная Азия и Африка". Отчет оценивался по восьми критериям: первое впечатление (29 баллов из 30 возможных), обложка отчета (10/10), письмо акционерам (10/10), повествование (10/10), финансовая часть (10/10), творческий подход (10/10), ясность сообщения (9/10) и доступность информации (10/10). С общим счетом 98 баллов из 100 возможных годовой отчет ОАО "РЖД" выиграл "золото" в своей номинации. Также документ занял 33-ю позицию в топ-50 годовых отчетов региона Европа, Центральная Азия и Африка и получил диплом в рейтинге топ-20 российских годовых отчетов.

 

Елена Кудрявцева

Версия для печати
screenRenderTime=1