СМИ об РЖД16.07.2019Газета "Комсомольская правда"
БАМ называли авантюрой Брежнева, но теперь это Великий угольный путьГрандиозная комсомольская стройка не только окупила все вложения, но и стала одним из главных доноров российской экономики.
Романтикой и рублем можно добиться большего, чем просто романтикой Байкало-Амурская магистраль стала последним большим подарком СССР современной России. Железную дорогу Лена – Комсомольск-на-Амуре начали строить ровно 45 лет назад, на волне нефтяного бума. А закончили спустя еще 10 лет, в 1984-м – за каких-то полгода до горбачевской перестройки. БАМ показал: наша страна способна вытащить сложнейшие проекты (а это 4000 км по тайге, вечной мерзлоте и безлюдным местам). Достаточным оказалось комсомольского энтузиазма в сочетании с государственной пропагандой походной романтики. Ну и конечно, материального стимула – зарплаты у бамовцев были очень хорошие. В разговорах они называют суммы от 300 до 1000 рублей в месяц (в любом случае это в разы больше средней советской зарплаты 1974 года – 128 рублей).
Остров Нерюнгри Путейщик Михаил, которого я встретил в якутском Нерюнгри, вспоминает, что в конце семидесятых у него был выбор строить олимпийские объекты в Москве или двинуть сюда, на восток. И он выбрал БАМ. Как и многие молодые люди того времени, хотевшие крепко встать на ноги. Нерюнгри, расположенный на одном из рукавов магистрали, его уже не отпустил. И теперь Михаил, закуривая, спрашивает меня: "Ну как там наша Россия?" – словно живет в эмиграции или на дальнем острове. Нерюнгри и вправду остров: от райцентра до столицы республики Якутска – 900 километров, а вокруг леса, леса, леса. Да угольные разрезы – основа местной экономики.
Вот тебе, бабушка, и застой "Великий угольный путь" – так называет магистраль еще один бамовец, первый глава РЖД Геннадий Фадеев (в 1974-м он как раз был начальником Тайшетского отделения Восточно-Сибирской железной дороги). 90 вагонов с углем в сутки отправляются по магистрали к Тихому океану только из Нерюнгри. А есть еще богатые залежами Иркутская область, Забайкалье, Кузбасс, Тува... Сейчас, когда БАМ загружен на 100%, а государство ставит задачу увеличить его пропускную способность втрое, чтобы обеспечить все потребности экспорта, остается только низко поклониться стратегам брежневской эпохи. Без той байкало-амурской авантюры (а ведь и так ее называли когда-то) страна бы сегодня лишилась значительной части доходов.
Десятая пятилетка Каждый третий тындинец сейчас работает на железной дороге. Есть города, будто застрявшие в девяностых, а вот Тында с ее панельной застройкой и написанными от руки вывесками на продуктовых магазинчиках сохранила явственный аромат позднесоветской эпохи. Даже время тут идет пятилетками, от одного юбилея магистрали к другому. И показательно – приехали все главные люди, отвечающие в стране за транспорт: вице-премьер Акимов, советник президента Левитин, глава РЖД Белозёров, министр транспорта Дитрих. И ведь добираться из Москвы с пересадками – около суток (ближайший аэропорт как раз в Нерюнгри). Но Тында и БАМ – это очень важно для страны. Поэтому все посчитали необходимым быть лично.
Удвоение магистрали Строительство БАМа было великолепно продуманным решением, – уверен Геннадий Фадеев. – С одной стороны, оно было направлено на ускоренное развитие Дальнего Востока. А с другой – на укрепление обороноспособности. Ведь мы получили выход к Тихому океану в 1000 километрах от госграницы. Восточный полигон РЖД (БАМ + Транссиб) прописан в майском указе. В 2024 году по этим маршрутам будет перевозиться 180 млн тонн российского угля (сейчас 60 млн тонн). Фактически будет проложен второй БАМ. И хотя теперь, скорее всего, обойдется без всенародной мобилизации и эстрадных хитов о счастье "строить путь железный, а короче – БАМ", невозможно переоценить значение проекта. Для сотен населенных пунктов Байкало-Амурская в полном смысле – дорога жизни.
Комментарий Олег Белозёров, глава "Российских железных дорог": Все сомнения сегодня ушли в прошлое – В 1974 году на строительство БАМа будто бы переехал весь Советский Союз. Поэтому нынешний юбилей – праздник не только железнодорожников. БАМ – это еще и зеркало всего того, что происходило в нашей стране. В лихие 90-е годы говорили: "Зачем строили БАМ? Для него нет грузов". Но все эти сомнения сегодня ушли в прошлое. Мы видим, что сейчас по Байкало-Амурской магистрали не проехать – настолько она загружена. И уже есть решение о дальнейшем развитии магистрали. В ближайшие 5 лет мы потратим очень большие деньги, и в том числе на строительство социальной инфраструктуры. 45 лет назад говорили, что БАМ станет дорогой, которая откроет шкатулку с богатствами России. Но сейчас понятно, что БАМ и люди, которые здесь живут, – сами по себе такая шкатулка. В столицу БАМа – город Тында Амурской области – стоит заехать хотя бы для того, чтобы посмотреть великолепный местный железнодорожный вокзал, который виден здесь из любой точки.
Иванов Алексей Тематика: Показатели деятельности, БАМ
|