СМИ об РЖД

"Тоннель сдерживает нас, как стена"

Александр Исаев о причинах и программе строительства Северомуйского тоннеля-2.

В прошлом году "Сибантрацит" Дмитрия Босова неожиданно объявил, что готов решить проблему расширения наиболее сложного узкого места на БАМе – Северомуйского тоннеля. Как структурирован проект, оценка и сроки которого со стороны "Сибантрацита" вдвое меньше, чем у ОАО "РЖД", "Ъ" рассказал глава управляющей строительством УК "Востокуголь" Александр Исаев.

– С чем связан интерес "Сибантрацита" к Северомуйскому тоннелю-2?

– Мы создали большую угольную компанию, 80% углей металлургические, которые выдерживают любой кризис. У нас большие планы по росту. В условиях острой нехватки провозных способностей ОАО "РЖД" наша задача – обеспечить провоз угля по железной дороге, поэтому мы взялись за проект.

– Насколько реалистично построить тоннель за пять лет? Ранее ОАО "РЖД" говорило о возможных сроках в десять лет, стоимости – более 100 млрд руб.

– Конечно, у проекта много противников – компаний, которые давно работают на рынке и которым не нравится наша активность, но мы точно построим тоннель, и построим за пять лет. Мы получили одобрение от президента России, было выдано поручение премьера Дмитрия Медведева вице-премьеру Максиму Акимову проработать вопрос с профильными министерствами и ведомствами. В результате создана совместная рабочая группа с ОАО "РЖД". Группа "Сибантрацит" учредила проектную компанию – ООО "Северомуйский тоннель-2", она находится под управлением УК "Востокуголь". Начали работу. Специалисты выехали на место, осмотрели подходы к тоннелю, места, где разместить вахтовые городки для строителей, завод по производству обделки.

Сегодняшние технологии позволяют строить быстро. Мы заказали два проходческих щита у The Robbins Company, они пойдут с двух сторон тоннеля. Каждый щит идет со скоростью минимум 300 м в месяц. 600 м умножаем на 24 месяца – уже 14,4 тыс. м. Получается, два года, максимум три. Еще год на доставку и укладку рельсов, вентиляции, электричества и т. п.

– Вы ранее заявляли, что построите тоннель за 60 млрд руб. Это получится? Каковы инвестиций на 2019 год?

– В 2019 году мы вкладываем 11 млрд руб. У нас есть четыре сценария, зависящие от выбора технологических решений, стоимостью от 45 млрд до 51 млрд руб. Если бы стройка занимала десять лет, то и бюджет бы увеличился.

– Целевые 100 млн тонн – это пропускная способность нового тоннеля с учетом имеющегося?

– Да. Сейчас в тоннеле встречные поезда идут только поочередно. А с двумя тоннелями они будут просто пролетать в обе стороны.

– Насколько сильно вас сдерживает это узкое место?

– Как стена. Европа, по сути, умерла как рынок, и все ринулись на Восток, а провозных мощностей ОАО "РЖД" не хватает. Мы не можем сейчас провезти на восток больше 15-20 млн тонн в год, а мощности по добыче у нас вырастут до 50 млн тонн. Это слишком большая разница, чтобы сидеть и ничего не делать. ОАО "РЖД" очень старается, идут масштабные работы по развитию БАМа и Транссиба, расширяются выходы из Кузбасса. Но мы видим, что на все денег объективно не хватит. Поэтому мы готовы построить Северомуйский тоннель-2.

– Но на пути же еще множество узких мест, например на выходах из Кузбасса...

– Да, их множество. Но их развивать легче, чем тоннель. Все равно все пути упрутся в него. Существующий тоннель все чаще нуждается в текущем ремонте. После сдачи второго тоннеля ОАО "РЖД" планирует на некоторое время закрыть первый на ремонт.

– Как будете взаимодействовать с ОАО "РЖД"?

– ОАО "РЖД" рассматривает несколько вариантов, ожидаем решения примерно через две недели. Это может быть и концессия, и EPC-контракт, и аренда тоннеля с его последующим выкупом, и постановка на баланс с последующим управлением. Какой вариант выберут, такой мы и примем. Мы в любом случае строим тоннель для ОАО "РЖД", так что потом они будут его эксплуатировать.

– Дискуссия о приоритетном доступе к тоннелю продвигается?

– Все зависит от ОАО "РЖД". Они продумывают варианты. Новый тоннель должен обеспечить провоз и для нас, и для других пользователей. Конечно, мы хотим получить гарантии провоза за ту работу, которую сделаем. Чтобы не получилось так, что мы потратили деньги, время, а потом не могли проехать.

– Но сейчас нет для этого законодательной базы.

– Ее надо готовить, это небыстрый процесс.

– И вы готовы приступить к строительству авансом?

– Да.

– Не боитесь, что по дороге условия поменяются?

– Не боимся. И будем рисковать. Для нас новый тоннель – гарантия эффективной работы в будущем.

– Если все пойдет по наихудшему сценарию и вы не договоритесь с ОАО "РЖД", есть ли "план Б"?

– Нет. Мы надеемся договориться.

– Кто ваш подрядчик по проектированию?

– "Минскметропроект". Мы провели тендер, в нем участвовали и наши проектные институты, в том числе "БАМтоннельпроект", но по соотношению цена – качество выбрали минчан. Также создан генподрядчик строительства, куда мы наняли людей с огромным опытом тоннелестроения в Москве, Сочи, на БАМе. Ее возглавил Усольцев Игорь Александрович, гендиректор "Ингеокома".

– Собственную портовую инфраструктуру с другой стороны тоннеля для экспорта тоже будете развивать?

– Мы строим порты на Дальнем Востоке – порт "Вера" и другие. Пропускная способность превысит 50 млн тонн. Там есть и другие порты, готовые переваливать наш уголь. Но проблема та же – как довезти. Поэтому мы и ставим себе задачу: в 2024 году, на 50-летие БАМа, запустить тоннель и обеспечить провоз наших 50 млн тонн угля.

 

 

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1