СМИ об РЖД

Покупатель "Трансконтейнера" 3 года должен наращивать перевозки, РЖД готовы создавать условия

Покупатель контрольного пакета акций ПАО "Трансконтейнер" в течение трех лет после сделки должен будет обеспечивать рост перевозок, а продавец – ОАО "Российские железные дороги" – готово создавать условия для этого.

"Сейчас главное для нас – это сохранение компании как клиента. В условиях по продаже оператора содержится положение, что покупатель в течение первых трех лет должен сохранить показатели по росту перевозок. Государство с такими идеями согласилось", – заявил гендиректор монополии Олег Белозёров в интервью "Интерфаксу".

"Задача РЖД, в свою очередь, заключается в создании условий для роста контейнерных перевозок. Сейчас на рынке идет их рост – 16-20%. Мне кажется, что такое взаимодополнение даст лучший результат", – добавил он, отвечая на вопрос, интересно ли компании после продажи актива оставаться в этой сфере.

"В определенных случаях нам нецелесообразно вкладываться в непрофильные активы, а лучше инвестировать в Байкало-Амурскую магистраль, в инфраструктуру, в то, за что мы отвечаем. Если частным инвесторам комфортно идти в контейнерный бизнес – очень хорошо, – отметил топ-менеджер. – А если мы заберем эти деньги и вложим в создание второго "Трансконтейнера", мы отвлечем их от других задач".

"Нужно исходить из актуального контекста. Доля "Трансконтейнера" за последнее время сократилась. Создан рынок контейнерных перевозок. Если бы продажа (оператора) потенциально могла привести к ухудшению ситуации на рынке, нужно было бы приложить усилия для создания альтернативы. Но мы этого не видим", – сказал Белозёров.

Условие, что покупатель контрольного пакета акций "Трансконтейнера" должен будет в течение остатка того года, когда произойдет сделка, и двух полных лет после нее исполнять план по перевозкам, предусмотренный действующей стратегией оператора, содержалось в проекте директивы правительства совету директоров "Российских железных дорог", писал в апреле "Коммерсантъ". Источник "Интерфакса" говорил, что документ не претерпел изменений и в предложенном виде спустя несколько дней был согласован первым вице-премьером РФ Антоном Силуановым.

Конкретные цифры по объемам перевозок, заложенным в стратегии оператора, не приводились. На сайте компании лишь отмечается, что базовый сценарий документа до 2022 г. опирается на прогнозе "устойчивый рост рынка контейнерных перевозок в России и СНГ в среднем на 7,6% в год на фоне роста экономики, потребительского спроса, а также производства промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью".

В то же время, в середине марта генеральный директор "Трансконтейнера" Вячеслав Сараев заявлял, что оператор готовит новую 5-летнюю стратегию развития. "Мы пересматриваем (ее), в том смысле, что рынок растет гораздо быстрее. Нам нужно переосмыслить рынок, переосмыслить, как нам двигаться дальше", – говорил он. "Внутри "Трансконтейнера" стратегия большей частью сформирована, в ближайшие 2-3 месяца мы ее вынесем на обсуждение и утверждение акционеров", – говорил он. Вместе с тем, пока нет ясности, будет ли утверждена стратегия до продажи контрольного пакета акций оператора.

"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 26,5 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 42 станциях) и в Словакии, также ему принадлежат 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. 50% + 1 акция – у ОТЛК, 24,84% – у ВТБ (MOEX: VTBR) (имеет форвардный контракт со сторонним инвестором), 24,74% – у ООО "Енисей Капитал" Романа Абрамовича и Александра Абрамова.

Правительство РФ несколько лет обсуждало продажу 50% + 2 акции оператора. Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин настоял на передаче доли в "Объединенную транспортно-логистическую компанию" России, Белоруссии и Казахстана, создававшуюся для транзита контейнерных грузов между Европой и Китаем. Однако с приходом Олега Белозёрова концепция совместного предприятия поменялась: его было решено развивать по принципу asset light (без активов).

После смены руководства монополии кабинет министров согласился на приватизацию пакета акций оператора. Хотя пока формально он и остается у ОТЛК, есть принципиальное решение о его продаже. В 2017 г. вопрос вышел на уровень тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова, после дискуссий стало понятно, что сделке быть.

Вице-премьер РФ Максим Акимов говорил "Интерфаксу", что "разумный срок" продажи контрольного пакета "Трансконтейнера" – это "конец июня – аукцион, конец июля – закрытие сделки". "Если что-то пойдет не так или будут задержки, ну, это плюс месяц еще к этим срокам", – добавил он. Замглавы РЖД Андрей Старков недавно заявил, что, по его оценкам, с учетом технических процедур аукцион состоится в июле-августе. Предполагается, что стартовая цена на торгах будет установлена на уровне 36,2 млрд руб. за контрольный пакет. К претендентам выдвигается еще ряд условий.

Помимо владельцев "Енисея", интерес к активу в разное время обозначали группа UCL Владимира Лисина с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева (в 2017 г. купила 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций с DP World и бывший крупнейший миноритарий оператора – FESCO (головная компания – ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контролируемый группой "Сумма" Зиявудина Магомедова и ее партнерами.

Версия для печати
screenRenderTime=1