СМИ об РЖД

Оценивать "Трансконтейнер" по биржевым котировкам признано некорректным из-за низкого free float

Комитет совета директоров ОАО "Российские железные дороги" при продаже 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер" рекомендовал установить в качестве стартовой цены "нижнюю границу рыночной стоимости" оператора в 36,159 млрд руб., передал "Интерфаксу" через пресс-службу замглавы монополии Андрей Старков.

Это на 18% ниже текущих котировок – исходя из стоимости акций на Московской бирже в 6,35 тыс. руб. за бумагу общая капитализация компании оценивается примерно в 88,2 млрд руб., или 44,1 млрд руб. за контрольный пакет.

"Оценка на основании биржевых котировок была признана некорректной в связи с небольшим количеством акций, находящихся в свободном обращении на рынке (менее 0,1% от уставного капитала), и низкой интенсивностью торгов", – пояснил топ-менеджер.

"Справедливая рыночная цена "Трансконтейнера" была определена с помощью доходного метода, который учитывает перспективы развития компании (стоимость будущих денежных потоков). Был определен интервал цены, что соответствует российским стандартам оценочной деятельности. В соответствии с директивой правительства, форма торгов продажи пакета, принадлежащего РЖД, – это открытый аукцион, при этом начальная цена аукциона является минимальной ценой", – добавил он.

Она позволит привлечь максимально широкий круг участников, заявил Старков, уточнив, что оценка рыночной стоимости оператора осуществлялась PwC. "Российские железные дороги" считают, что подобный способ организации продажи, в том числе за счет расширения круга участников, позволит получить в итоге наиболее справедливую стоимость продаваемого актива", – отметил замглавы монополии.

Как ранее говорил "Интерфаксу" источник на транспортном рынке, совет директоров РЖД планирует рассматривать сделанную оценку в конце мая.

Правительство РФ уже не первый год обсуждает продажу 50% + 2 акции оператора. Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин настоял на передаче доли в "Объединенную транспортно-логистическую компанию" (ОТЛК) России, Белоруссии и Казахстана, создававшуюся для транзита контейнерных грузов между Европой и Китаем. Однако с приходом Олега Белозёрова концепция совместного предприятия поменялась: его было решено развивать по принципу asset light (без активов).

После смены руководства монополии кабинет министров согласился на приватизацию пакета акций оператора. Хотя пока формально он и остается у ОТЛК, есть принципиальное решение о его продаже. В 2017 г. вопрос вышел на уровень Игоря Шувалова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера, после дискуссий стали понятны общие контуры сделки. В апреле 2019 года новый первый вице-премьер РФ Антон Силуанов подписал директиву правительства по продаже 50% + 2 акции "Трансконтейнера", контролируемых "Российскими железными дорогами".

Как писал "Коммерсантъ", она предполагает, что в аукционе могут принять участие компании, удовлетворяющие следующим условиям: их бенефициары – граждане РФ, не аффилированы с федеральными или местными властями (контроль менее 30%), не имеют убытков за 2018 г. и не находятся под контролем морских контейнерных линий. Также они должны либо владеть не менее 20% акций "Трансконтейнера", либо не менее 5 тыс. вагонов или контейнерным терминалом мощностью 50 тыс. TEU в 2018 г.

Кроме того, отмечала газета, победитель тендера не сможет в течение двух лет уступить контроль над акциями или собственным капиталом под угрозой штрафа в четверть цены сделки. Также он должен будет в течение остатка того года, когда произойдет покупка, и двух полных лет после этого исполнять план по перевозкам, предусмотренный действующей стратегией "Трансконтейнера".

В отличие от условия, согласованного кабинетом министров два года назад, ни государство, ни "Российские железные дороги" встречных обязательств перед инвестором не берут, добавляла при этом газета. В 2017 г. обсуждалось, что покупатель заключит с правительством и РЖД соглашение на 7-10 лет, где будут, в том числе, закреплены формула индексации тарифов на контейнерные перевозки и гарантии по отсутствию дискриминации по доступу к инфраструктуре монополии.

Вице-премьер РФ Максим Акимов говорил "Интерфаксу", что "разумный срок" продажи контрольного пакета "Трансконтейнера" – это "конец июня – аукцион, конец июля – закрытие сделки". "Если что-то пойдет не так или будут задержки, ну, это плюс месяц еще к этим срокам", – добавил он.

"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 26,5 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 42 станциях) и в Словакии, также ему принадлежат 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. 50% + 1 акция – у структуры ОАО "Российские железные дороги" – АО "Объединенная транспортно-логистическая компания", 24,84% – у ВТБ (имеет форвардный контракт со сторонним инвестором), 24,74% – у ООО "Енисей Капитал" Романа Абрамовича и Александра Абрамова.

Помимо владельцев "Енисея", интерес к активу в разное время обозначали группа UCL Владимира Лисина с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева (в 2017 г. купила 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций с DP World и бывший крупнейший миноритарий оператора – FESCO (головная компания – ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контролируемый группой "Сумма" Зиявудина Магомедова и ее партнерами.

Версия для печати
screenRenderTime=2