СМИ об РЖД

Контроль в новом формате

Сегодня на Горьковской дороге завершается серия мастер-классов, которые проводят ревизоры Департамента безопасности движения с ревизорскими аппаратами Забайкальской, Дальневосточной, Свердловской, Октябрьской, Московской, Горьковской и Южно-Уральской магистралей. Участники мероприятия изучили особенности идущей на сети реформы системы внутреннего контроля обеспечения безопасности движения.

"Раньше система работала по принципу: "Выявил – доложил", – рассказал "Гудку" заместитель начальника отдела контроля ЦРБ Дмитрий Шпак. – Теперь: "Выявил – обеспечил устранение – исключил повторяемость". Увеличение объемов работы для ревизорского аппарата происходит только в случае с предприятиями, имеющими высокие риски допуска нарушений правил безопасности движения.

Для того чтобы выявить предприятия, не нуждающиеся в контроле, в 2015 году началась сертификация предприятий. Любое из них может подать заявку на получение сертификата, успешно пройти специальный всеобъемлющий аудит рисков нарушения безопасности движения и получить на три года сертификат безопасности, освобождающий от проверок и обеспечивающий повышенный объем премии по итогам года, безаварийные выплаты от компании. В 2015 году была подана 21 заявка, а сертификат получили 16 предприятий. В 2018-м поступило 836 заявок, сертифицированы 285 предприятий. По данным Дмитрия Шпака, 511 не прошли сертификационный аудит по объективным причинам.

В прошлом году систему усовершенствовали. В дополнение к сертифицированию предприятий добавили категорирование. Все структурные подразделения РЖД теперь разделены на четыре группы: сертифицированные предприятия, категория текущего уровня контроля (допустимого риска), категория выборочного уровня контроля (нежелательного риска), категория сплошного уровня контроля (недопустимого риска). Критериями для определения той или иной группы являются наличие особо опасных производственных объектов, линий высокоскоростного движения, результаты факторного анализа рисков нарушений безопасности движения, показатели работы предыдущего периода, индикаторы раннего предупреждения нарушений безопасности движения, а также оценка курирующего предприятие ревизора по безопасности движения.

Категорирование изменило работу ревизорского аппарата. "Ревизорский аппарат на сети насчитывает 1,25 тыс. человек вместе с центральным аппаратом. На одного ревизора хозяйства пути приходится более 1 тыс. контролируемых километров в месяц. Аналогичная ситуация наблюдается в работе ревизоров по безопасности движения других хозяйств. В такой ситуации всеобъемлющий контроль пути невозможен", – пояснил Дмитрий Шпак.

В категории недопустимого риска попадают по неудовлетворительным результатам работы и по критическому объему рисков. Она находится в зоне сплошного контроля. Технические ревизии, проверяющие все процессы функционирования, прямо или косвенно влияющие на безопасность движения, здесь идут ежегодно, до тех пор, пока предприятие не поменяет категорию. Задача ревизора в работе с этой группой предприятий – выявить, обеспечить устранение, исключить повторяемость.

Категория нежелательного риска находится в зоне выборочного контроля. Технические ревизии проводятся здесь один раз в два года. Категория допустимого риска – это зона обязательного контроля, где техническая ревизия проводится один раз в три года.

В отсутствие технических ревизий в зонах выборочного и обязательного контроля проходят профилактические мероприятия, документарные и рейдовые проверки по необходимости. Задача ревизора в этом случае – зафиксировать отклонение, передать данные руководству предприятия.

В 2018 году на сети было 60% предприятий, находившихся в категории недопустимого риска и подвергавшихся ежегодным плановым ревизиям. На остальных 40% велась профилактическая работа по снижению возможностей возникновения или развития рисков нарушения безопасности движения. Сертифицированные предприятия в эту статистику не попадают.

В этом году в категории недопустимого риска оказались 40% предприятий РЖД. Остальные избавлены от сплошного ежегодного контроля. Работа с ними сосредоточена в сфере профилактики.

Целевые показатели реформы на 2020 год предусматривают нахождение в зоне сплошного контроля 30% предприятий. На 2021 год – 20%. "Пропорция, согласно которой мы ведем ревизии на 20% предприятий, а с 80% занимаемся профилактикой, пока является максимально возможной", – отметил Дмитрий Шпак.

Работа ревизоров с различными категориями предприятий на конкретных региональных примерах рассматривается на мастер-классах ревизоров центрального аппарата ЦРБ. "Такие мероприятия, безусловно, полезны, – поделился впечатлениями участвовавший в мастер-классе в Екатеринбурге заместитель главного дорожного ревизора Свердловской дороги по Пермскому территориальному управлению Александр Петров. – И формат новый – не жесткий разбор, а реальный мастер-класс с открытым диалогом и возможностью участвовать в обсуждении, предлагать свои примеры и варианты решений".

Реформа демонстрирует эффективность: показатель безопасности движения в ОАО "РЖД" впервые в истории опустился ниже единицы – 0,98 случая нарушения безопасности на 1 млн поездо-км. Еще в 2017 году он составлял 1,28 случая на 1 млн поездо-км. Изменения в порядке работы основываются на риск-ориентированном подходе, разработанном специалистами ЦРБ. ОАО "РЖД" имеет патент на изобретение № 2675396 "Способ управления рисками в области безопасности движения поездов и устройство для его реализации".

 

Александр Зубов

Версия для печати
screenRenderTime=1