СМИ об РЖД

Вопреки тенденциям

В Челябинске состоялся семинар уполномоченных по охране труда Дорпроф­жел ЮУЖД. Здесь собрались 350 дове­ренных и около 50 руководителей и специалистов со всех регионов ма­гистрали, в том числе 30 с Петропавловского отделения дороги. Их главная задача – выработать грамотные и оптимальные решения, которые помогут снизить уровень производственного травматизма, а в идеале и вовсе свести его к нулю.

– Наша цель – систематизировать труд уполномоченных, обменяться мнениями, подумать, как сделать эту работу более активной и результативной, понять, какие есть препятствия, что надо предпринять для улучшения условий труда и отдыха железнодорожников, а также исключения травматизма, в том числе и смертельного, – обрисовал повестку дня председатель Дорпрофжел Андрей Бабинцев. – Несмотря на снижение количества подобных случаев в 2018 году по отношению к 2017-му, нам, к сожалению, не удается выполнить задачу, поставленную генеральным директором – председателем правления ОАО "РЖД", – свести смертельный травматизм к нулю. Мы продолжаем терять своих коллег. Из года в год основная масса подобных трагических событий происходит не из-за неисправности техники, не по причине внешних факторов, а из-за действия или бездействия работодателя и работника.

Как отмечают специалисты, в настоящее время нужно говорить о переориентации системы охраны труда с режима реагирования на профилактику. Для решения этой задачи ведущая роль как раз и отводится уполномоченным. Их принципиальность, профессионализм и неравнодушие очень важны, потому что они находятся на местах и видят весь процесс изнутри. Вместе с тем общественники могут своевременно повлиять на ситуацию, предотвратить травматические случаи, добиться устранения факторов, которые могут стать причиной трагедий.

Ежегодно на земном шаре фиксируется более 300 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов случаев профессиональных заболеваний. Ежегодно гибнут более двух миллионов мужчин и женщин. Все это выливается в шокирующую статистику: каждую секунду четыре работника травмируются, а каждые три минуты фиксируется смертельный случай.

– Кажется, с этим ничего не сделать, ведь весь мир так живет. Но я с этим не соглашусь и мировая общественность тоже, – подчеркнул начальник ЮУЖД Анатолий Храмцов. – Смертность на производ­стве не является фатальной и неотвратимой. Несчастные случаи не происходят сами по себе, болезнь не возникает из ничего, и у всех этих несчастий есть причина. Последний тезис наиболее важен для нас. Уполномоченные понимают проблему снизу. Именно при помощи этого института хочется осознать ее масштабы и принять нужные управленческие решения.

Руководитель тут же развенчал миф о том, что работодателю невыгодно создавать хорошие условия труда для сотрудников. Дело в том, что мировая "стоимость" несчастных случаев и профзаболеваний – порядка 4% мирового ВВП. Для сравнения: ежегодный рост ВВП в России примерно 1–2%.

– Наша страна, к сожалению, входит в пятерку с наихудшими показателями травматизма, – констатировал Анатолий Михайлович. – Но тому несколько причин. Первая – официальная статистика подобных случаев ведется не везде. Кроме того, такая ситуация характерна именно для промышленно развитых стран. Мировая общественность ввела понятие "нулевой травматизм". Не должно быть его на производстве! РФ присоединилась к проекту, а впоследствии и РЖД. Это наша целевая задача. И с помощью уполномоченных хотелось бы понять проблему. Ведь дело не только в человеческом факторе. Это и условия труда, и правильно поставленные производственные задачи, обеспеченные ресурсами. Все это также факторы безопасного производственного процесса.

Согласно официальным данным, сегодня на полигоне дороги более 1300 уполномоченных. Сам институт начал действовать с 2018 года. За это время специалисты провели около 11,5 тысячи проверок и при этом выявили 16,5 тысячи нарушений. Большая часть замечаний касалась состояния санитарно-бытовых помещений, обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушений правил охраны труда при производстве работ. Как отмечают в профсоюзе, если взять вышеобозначенные цифры в расчете на одного уполномоченного, то показатели работы окажутся не слишком впечатляющими – в среднем одним уполномоченным проведено 0,7 проверки в месяц (менее одной проверки в месяц). При этом выявляется 1,5 нарушений за проверку. По результатам выдано свыше 500 предложений по улучшению условий труда. В Дорпрофжел признают, что результативность работы уполномоченных пока еще не высока.

– В то же время делается огромный упор на их мотивацию, – подчеркивает Анд­рей Бабинцев. – За активную работу в прошедшем году поощрены 262 человека. Двенадцать побывали в мотивационных заездах в Сочи, Армении, на Алтае, организованных профсоюзом, совмещая отдых с обучением. Ежегодно троим присваивается звание "Лучший уполномоченный по охране труда ОАО "РЖД" с вручением знака и денежной премии. На всех регионах проводятся обучающие семинары. Коллективным договором ОАО "РЖД" предусмотрен и механизм защиты этих специалистов в случае привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения по инициативе работодателя. Это может произойти только с согласия профсоюзного комитета.

Вместе с тем труд на железнодорожном транспорте остается опасным и тяжелым. Несмотря на принимаемые меры, на полигоне дороги ежегодно травмируются десятки работников, есть погибшие по неосторожности, из-за несоблюдения технологии, требований охраны труда и трудовой дисциплины. В 2018 году на полигоне ЮУЖД во всех организациях, где действует Роспрофжел, принято к учету 27 случаев производственного травматизма, в которых пострадало 28 работников. По сравнению с 2017-м наблюдается снижение общего травматизма на 15,6%, в три раза сократились тяжелые случаи. Однако, как отмечают на семинаре, поводов для гордости нет, поскольку возросло число погибших с двух в 2017 году до трех в 2018 году.

– За сухими цифрами статистики случаев смертельного травматизма не только человеческие жизни, а искалеченные судьбы многих людей – детей, жен, матерей, – подчеркнул председатель Дорпроф­жел. – Вопиющий случай группового травматизма был допущен в Петуховской дистанции пути, где погибли два молодых парня. Снова причина в чьей-то халатности, игнорировании всех правил и инструкций по охране труда. И, к сожалению, не только со стороны работодателя. Мы много говорим о том, что работник вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей, если для этого не созданы безопасные условия, если не выдали необходимую спецодежду, не обеспечили ограждение места работ. Однако таких прецедентов на дороге нет. Неужели страх перед начальством сильнее ин­стинкта самосохранения? Получается, что человеческий фактор по-прежнему является определяющим. Отсутствие культуры безопасности труда, стремление выполнить производственную задачу любой ценой, как у работников, так и у руководителей, приводит к трагедии.

В этой ситуации уполномоченные играют огромную роль. Они должны пресекать нарушения правил охраны труда, останавливать при необходимости производство работ, если есть угроза жизни и здоровью железнодорожников.

В ходе семинара состоялось девять "круглых столов", в рамках которых уполномоченные внесли немало своих предложений, каким же образом можно улучшить работу. Среди них: возможность повысить эффективность за счет качества проводимых проверок, нетерпимое отношение к нарушителям охраны труда и трудовой дисциплины. Также необходимо поднять уровень взаимодействия с проф­союзными комитетами, руководителями структурных подразделений и дирекций. Особый упор стоит делать на обучении новых специалистов. Огромную роль отводит взаимодействию с техническими инспекторами труда и ветеранскими организациями. Ну а цель всего этого – сформировать в трудовых коллективах профессиональную культуру безопасного труда. Как отмечают специалисты, только так можно полностью избавиться от смертельных случаев и, по возможности, снизить уровень травматизма в целом.

 

Александр Кичигин

Версия для печати
screenRenderTime=1