СМИ об РЖД

12.02.2019Газета "Куйбышевский железнодорожник" (Куйбышевская железная дорога)

Импульс перемен

Прошедший год для пассажирского комплекса был очень насыщенным: наряду с традиционными сезонными перевозками железнодорожники обслуживали гостей Чемпионата мира по футболу. Сейчас основные усилия будут сосредоточены на развитии и модернизации вокзалов, внедрении цифровых сервисов и создании новых пересадочных узлов.

Сергей Антипенко, начальник Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.

– Сергей Иванович, насколько результативным стал 2018 год для пассажирского комплекса? Какую лепту внес прошедший мундиаль?

– Конечно, весь 2018 год прошел под эгидой организации и проведения Чемпионата мира по футболу. Без преувеличения можно сказать, что организация транспортного обслуживания пассажирских перевозок в период его проведения прошла на высоком уровне.

Еще на стадии подготовки во взаимодействии с органами власти и с участием руководителей Самарской, Пензенской областей и Республики Мордовия проведена большая работа по приведению в надлежащее эстетическое состояние полосы отвода и прилегающей к объектам железнодорожного транспорта территории: уборка мусора, вырубка нежелательной растительности, ремонт пассажирской инфраструктуры, окраска хозяйственных построек. Одним словом, всего того, что обычно видит пассажир из окна поезда.

В течение месяца, с 13 июня по 13 июля 2018 года, на Куйбышевской железной дороге были организованы перевозки болельщиков между городами-организаторами матчей, в частности, в Самару и Саранск. Дополнительно были назначены 265 пассажирских и 36 пар пригородных поездов, а количество перевезенных болельщиков превысило 100 тыс. человек.

Для их безопасной посадки-высадки на вокзалах Самара и Саранск работали специальные посадочные группы, а для обеспечения информационной поддержки совместно с правительствами Самарской области и Республики Мордовия, а также с автономной некоммерческой организацией "Транспортная дирекция" была обеспечена круглосуточная работа более чем 200 волонтеров.

За время проведения матчей болельщики на вокзалах воспользовались предоставленными услугами по размещению багажа и ручной клади в количестве свыше 11,3 тыс. мест. В этот период на вокзалах и в поездах оказано содействие 24 пассажирам из числа маломобильных групп населения, а 91 пассажиру – своевременная медицинская помощь.

Стоит отметить, что рост внутреннего и внешнего туризма на время проведения Чемпионата мира по футболу благоприятно отразился на показателях пассажирской работы. В июне-июле по дороге количество отправленных пассажиров в дальнем следовании увеличилось на 11,7%, а это более 127 тыс. человек, пассажирооборот вырос на 6,3%. Основной рост пассажиропотока наблюдался в направлении Москвы.

– Как складывалась ситуация с перевозками в пригородном железнодорожном комплексе?

– Для повышения клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта нами совместно с перевозчиками постоянно проводится мониторинг востребованности маршрутов у населения. Это позволяет проследить динамику спроса на перевозки, в соответствии с которой оптимизируется график движения, назначаются дополнительные пригородные поезда.

В результате на основании запросов пригородных пассажирских компаний (ППК) в соответствии с договорами на организацию транспортного обслуживания населения в 2018 году на дороге курсировало 172 пригородных поезда, или на 5 поездов меньше, чем годом ранее. Уменьшение количества поездов произошло ввиду отсутствия необходимости в дополнительных пригородных поездах по Самарской области, где завершился ремонт федеральной трассы и Южного моста.

В прошлом году и сейчас пригородными пассажирскими компаниями активно проводится работа по развитию новых форматов перевозок.

К примеру, уже несколько лет успешно применяется технология мультимодальных перевозок с пересадкой пассажиров из пригородного поезда в автобусы для доставки на конечную станцию маршрута. С 2017 года перевозка пассажиров по схеме "автобус+электричка" осуществляется из микрорайона Южный город до платформы Красный Кряжок и из микрорайона Кошелев Парк до станции Смышляевка. В прошлом году для жителей микрорайона Волгарь действовал мультимодальный маршрут с подвозом к платформе Красный Кряжок.

Продолжается работа по развитию новых сервисов и услуг. Так, АО "Самарская пригородная пассажирская компания" и АО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" реализовано оформление билетов по безналичному расчету – по транспортной и банковской картам. При этом скидка на оформлении билета по "Транспортной карте" составляет 10-12%.

На полигоне обслуживания АО "Башкортостанская ППК" для удобства пассажиров функционирует мобильное приложение "Пригород", с которого клиенты компании получают информацию о расписании движения поездов, стоимости билета, оформляют проездные документы без взимания комиссионных. Помимо этого через мобильное приложение можно направить в компанию отзыв о качестве услуг с фотографиями, используя функцию "Книга жалоб". Внедрение данного приложения позволяет сократить время пассажиров на покупку билетов и уменьшить очереди у билетных касс.

Расширяется перечень цифровых сервисов – электропоезда оснащаются оборудованием для беспроводного доступа в сеть Интернет посредством беспроводной технологии Wi-Fi. Уже оборудовано 72 вагона электропоездов, что составляет 1/3 от всего эксплуатируемого парка.

АО "Самарская ППК" традиционно назначаются дополнительные поезда в период проведения музыкального фестиваля имени Валерия Грушина и для перевозки участников Поволжского молодежного форума "IВолга". А совместно с туристической индустрией организуются тематические поездки на фестиваль "Сызранский помидор", "Краеведческий экспресс", "Рыба-раки" и многие другие.

АО "Башкортостанская ППК" совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, а также при поддержке государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму в зимний период организована перевозка пассажиров по туристическому маршруту Уфа – Инзер – Новоабзаково, где находится большой горнолыжный центр с великолепными условиями для всех видов активного зимнего отдыха.

Результатом проводимой в 2018 году работы стало выполнение всех запланированных объемов по ключевым показателям деятельности пригородного хозяйства. Всего в пригородном сообщении отправлено более 13,6 млн пассажиров, что выше плана на 1,5% (97,8% к уровню 2017 года из-за перехода пассажиров на альтернативные виды транспорта после завершения ремонта автомобильных дорог по Самарской области). Пассажирооборот по пригородным перевозкам составил 558 млн пассажиро-км с положительной динамикой как к плану на 1,7%, так и к уровню прошлого года на 0,7%.

– Насколько результативным стало взаимодействие с региональными властями в части компенсаций выпадающих доходов ППК?

– Выпадающие доходы пригородных компаний от государственного регулирования тарифов за 2018 год сложились в размере 905,8 млн руб.

Сумма дотаций субъектов РФ с учетом заключенных дополнительных соглашений о рассрочке составит 899,7 млн руб., что компенсирует 99,3% от общего размера выпадающих доходов. Полная компенсация убытков обеспечена по шести субъектам, в том числе Самарской, Пензенской, Ульяновской и Республике Башкортостан. Некомпенсированные потери АО "Башкортостанская ППК" сложились по Оренбургской и Челябинской областям, а также Республике Мордовия и будут включены в тарифное регулирование на следующий регулируемый период. Договоры на организацию транспортного обслуживания населения на 2019 год заключены со всеми субъектами РФ.

– Какие крупные проекты по развитию пассажирской инфраструктуры и ускорения поездов разрабатываются совместно с региональными администрациями?

– Перечень задач предполагает достаточно масштабную программу действий. И первые шаги по ряду направлений уже сделаны, в частности, в реализации проекта организации скоростного сообщения Самара – Тольятти. В соответствии с решениями, принятыми по итогам совместной встречи генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" О.В. Белозёрова и на тот момент врио, а сейчас губернатора Самарской области Д.И. Азарова, состоявшейся в августе 2018 года, в настоящее время завершаются работы по актуализации технико-экономического обоснования проекта организации скоростного сообщения Самара – Тольятти.

В ходе проводимой работы рассматривается несколько вариантов развития инфраструктуры, в том числе со строительством новых железнодорожных линий, обеспечивающих пропуск электропоездов со скоростью до 160 км/ч. В качестве подвижного состава планируется применение инновационного электропоезда "Ласточка", отвечающего современному уровню комфорта и безопасности.

В рамках проекта запланировано создание транспортно-пересадочных узлов на остановочных пунктах Пятилетка, Ягодная (в черте г. Самары) и Тольятти-Южное (в г. Тольятти). В дальнейшем планируется, что ОАО "РЖД" совместно с правительством Самарской области примут совместное решение о вариантах и сроках реализации данного проекта.

В этом году продолжится реконструкция вокзального комплекса Уфа. Напомню, проектом реконструкции предусмотрено четыре этапа проведения строительно-монтажных работ. В 2019 году в рамках проведения первого этапа реконструкции запланированы ремонт залов ожидания на 1-м и 2-м этажах вокзала и модернизация внешних инженерных коммуникаций. В настоящее время проектная документация по технической и сметной части реконструкции вокзального комплекса находится в ФАУ "Главгосэкспертиза России".

Особое внимание уделяется обновлению пассажирской инфраструктуры. Для этого Куйбышевской дирекцией пассажирских обустройств совместно с правительством Республики Мордовия и Пензенской области разработаны среднесрочные программы капитального и текущего ремонта пассажирских обустройств. Предполагается, что за ремонт объектов железнодорожной инфраструктуры будут отвечать железнодорожные структуры, а обустройство и освещение подходов к пассажирским платформам – субъекты РФ. В прошлом году текущим ремонтом обновлены вокзалы Пачелма и Кадошкино, а также выполнен капитальный ремонт 2-х и текущий ремонт 5-ти пассажирских платформ.

В этом году начнется реализация еще одной значимой среднесрочной программы – по обустройству территорий вокруг зданий малых вокзалов и привокзальных площадей на полигоне Куйбышевской железной дороги на 2019–2023 годы. Предусмотрены работы по ремонту асфальтового покрытия, установке малых архитектурных форм, благоустройству прилегающих территорий на 94-х вокзалах и пассажирских зданиях Самарского, Башкирского, Пензенского и Волго-Камского регионов Куйбышевской железной дороги. На сегодняшний день в адрес глав муниципальных районов в соответствии с территориальной принадлежностью направлены обращения о рассмотрении вопроса совместной реализации данной программы.

– Как в целом проводится работа по обновлению вокзальных комплексов и пассажирской инфраструктуры? Какие задачи предстоит решить в 2019 году?

– С целью приведения сооружений пассажирского комплекса в надлежащее эстетическое состояние, обеспечение комфортного и безопасного пребывания пассажиров на объектах железнодорожной инфраструктуры, на дороге ежегодно реализуется программа реконструкции и капитального ремонта вокзалов и пассажирских посадочных платформ. В прошлом году проведены масштабные работы по модернизации вокзального комплекса Самара, где выполнены задачи по обеспечению доступной среды для маломобильных групп населения, отремонтированы пассажирские платформы и благоустроена территория. Также заменены системы навигации и часофикации, сети пожарной безопасности, видеонаблюдения досмотрового оборудования. На 7-ми вокзалах внедрена интегрированная комплексная система защиты (ИКСБ). Помимо этого проведен капитальный и текущий ремонт 60-ти пассажирских платформ и 14-ти зданий вокзалов, задействованных в пригородных перевозках.

В 2019 году запланированы проведения работ по реконструкции вокзального комплекса станции Уфа, модернизация технических средств обеспечения транспортной безопасности вокзала Ульяновск-Центральный, оснащение централизованной системой информирования пассажиров вокзалов Сызрань-1, Кузнецк и Абдулино. Программой капитального и текущего ремонтов Куйбышевской дирекции пассажирских обустройств предусмотрены обновления 40 пассажирских платформ, а также 30-ти санитарно-гигиенических блоков.

Разрабатываемые мероприятия послужат дальнейшему развитию пассажирской инфраструктуры, а реализация всех поставленных задач позволит увеличить долю железнодорожного транспорта на рынке пассажирских услуг и поспособствует привлечению новых клиентов.

 

Фото: Петр Гридин

Александр Северов

Версия для печати
screenRenderTime=1