СМИ об РЖД

Alstom и Siemens не будут объединяться

Еврокомиссия запретила слияние железнодорожных активов Alstom и Siemens.

Теперь они могут проиграть конкуренцию китайской CRRC, опасаются Франция и Германия.

Еврокомиссия запретила сделку по объединению активов французской Alstom и немецкого Siemens, сообщило ведомство 6 февраля. Объединение их активов нарушит конкуренцию на рынках высокоскоростных поездов и сигнальных систем, указано в сообщении. Комиссар Евросоюза по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер заявила, что миллионы пассажиров в Европе ежедневно нуждаются в современном и безопасном железнодорожном транспорте. А объединение двух крупнейших игроков – Alstom и Siemens – могло бы привести к повышению цен на сигнальные системы, обеспечивающие безопасность пассажиров, и цен на следующее поколение скоростных поездов, приводятся ее слова в пресс-релизе комиссии.

В сегменте скоростных поездов запланированное объединение сократило бы число поставщиков, так как новое предприятие стало бы крупнейшим игроком на всех рынках, кроме Южной Кореи, Японии и Китая, закрытых для конкуренции, следует из сообщения: "В результате снижения конкуренции пострадали бы в первую очередь европейские клиенты. Сами заинтересованные в слиянии компании не привели убедительных аргументов в пользу того, что проект позволит сделать отрасль более эффективной".

Siemens и Alstom договорились объединить свои мощности по производству поездов осенью 2017 г. Siemens должен был получить 50% капитала Alstom в обмен на передачу в СП своих мощностей по производству поездов и сигнального оборудования. Ожидалось, что выручка новой компании Siemens Alstom составит 15,3 млрд евро, скорректированная EBIT – 1,2 млрд евро. Намерения объединиться компании пояснили необходимостью конкурировать с китайской CRRC.

В России Alstom владеет 20% крупнейшего производителя локомотивов – "Трансмашхолдинга" (ТМХ), долей в компании по обслуживанию локомотивов "Локотех", Siemens владеет 50% конкурента ТМХ – "Уральских локомотивов". Немецкий концерн также занимался разработкой поездов "Ласточка" и скоростных "Сапсанов", а Alstom – составов "Аллегро".

Объединение Siemens и Alstom поставило бы ТМХ, "Локотех" и "Уральские локомотивы" перед сложными вызовами с точки зрения конкуренции за заказы РЖД и обеспечения конфиденциальности информации, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Это повысило бы риски монополизации российского рынка производства железнодорожной техники, добавляет он. С другой стороны, появление у российских производителей железнодорожной техники единого акционера могло бы содействовать усилению позиций на международном рынке. Особенно в сегменте сервиса подвижного и тягового состава, где "Локотех" и "Синара" сейчас активно развиваются в ряде стран, например в ЮАР, Аргентине, на Кубе и т. д., отмечает эксперт.

Во Франции и Германии бурно отреагировали на запрет сделки. Alstom и Siemens выразили сожаление по поводу решения Еврокомиссии. "Это неудача для европейской промышленности, – пишут компании в совместном заявлении. – Слияние позволило бы повысить эффективность железнодорожных перевозок в мире, европейской железнодорожной промышленности и создать европейского игрока, способного противостоять растущей международной конкуренции". Премьер-министр Франции Эдуар Филипп раскритиковал решение. "Плохое решение, принятое на плохих основаниях и наносящее удар по европейской промышленности", – цитирует его Le Monde.

Министр экономики и финансов Франции Бруно ле Мэр назвал решение Еврокомиссии "экономической и политической ошибкой" в эфире France 2. По его словам, запрет на совершение сделки "служит экономическим и промышленным интересам Китая", цитирует министра Les Echos. "Чтобы играть с Китаем на равных условиях, Германия и Франция, вся Европа должны объединить свои силы и свою промышленность", – приводит слова ле Мэра Le Monde.

Немецкая Handelsblatt пишет со ссылкой на источники в отрасли, что надежды на пересмотр решения после переизбрания состава Еврокомиссии у компаний почти нет: "Дело не в личности Маргарет Вестагер. Аппарат, принимающий решения, не изменится". Формально с точки зрения антимонопольного права ЕС решение комиссии правильное, пишет Der Spiegel: после слияния Alstom и Siemens они заняли бы 90% рынка сигнальной аппаратуры для железных дорог. "Европа должна конкурировать с Китаем, но другими способами: изобретательностью и креативностью опережать своих конкурентов и соблюдением законов, которые защищают чувствительные отрасли от поглощений", – заключает издание.

 

Трифонова Полина

Версия для печати
screenRenderTime=1