СМИ об РЖД

БАМская доля

РЖД переходят с дизельного топлива на электроэнергию.

 

РЖД хотят сменить литры на киловатты

"Российские железные дороги" (РЖД) хотят экономить на солярке по 25 млрд рублей в год к 2024-му. Компания планирует снизить ежегодное потребление дизельного топлива на 440 тыс. тонн за счет перехода на электротягу, сообщили "Известиям" в холдинге. В первую очередь это коснется БАМа и Транссиба. По словам экспертов, стремление компании к электрификации обусловлено в том числе и резким ростом цен на нефтепродукты. Дизельное топливо на НПЗ в прошлом году подорожало примерно на четверть. Вероятные скачки цен также ожидаются после 31 марта.

 

Электрический БАМ

РЖД планирует к 2024 году более чем на 20% снизить ежегодное потребление дизельного топлива – с 2,5 млн тонн до 2,06 млн тонн, сообщили "Известиям" в компании. В ценовом агентстве Argus Media сообщили, что в январе этого года, судя по информации сайта госзакупок, РЖД приобретали зимнее дизтопливо (ДТЗ) по максимальной цене 59,7 тыс. рублей за тонну с отсрочкой платежа более месяца. В агентстве, правда, отметили, что часть топлива могла быть приобретена и по чуть более низкой цене. Таким образом, сокращение на 440 тыс. тонн в закупочных ценах января 2019-го позволило бы компании за год сэкономить на закупке дизеля около 25 млрд рублей. В Argus Media сказали, что в 2018 году дизтопливо на НПЗ, которые регулярно отгружают крупные объемы для РЖД, подорожало примерно на 25%.

В РЖД сообщили, что запланированное снижение потребления дизеля позволит уменьшить энергоемкость перевозок на 5,6% относительно 2018 года.

Один из ключевых путей для достижения такой цели – увеличение доли перевозок на электровозах, которые в разы более экономичны, чем тепловозы. Сейчас, по данным РЖД, доля электротяги достигла уже 86% при перевозке грузов и 85% при пассажирских перевозках, но железнодорожники совместно с энергокомпаниями усиливают свою активность в этом направлении. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) реализует план мероприятий по электроснабжению БАМа и Транссиба. Стоимость программы до 2024 года составит 105 млрд рублей. В результате будут созданы условия для увеличения грузопотока на железной дороге до 120 млн тонн в год с ожидаемым приростом мощности тяги 1,2 ГВт.

Как сообщили в ФСК, на 2019 и 2020 годы запланированный объем инвестиций энергохолдинга в этот проект составит 47 млрд рублей – сразу в нескольких регионах будут строиться и модернизироваться подстанции и прокладываться высоковольтные линии электропередачи (порядка 1,5 тыс. км). На днях ФСК завершила строительство двухцепной воздушной линии в Иркутской области Тира – Надеждинская – один из ключевых объектов для электроснабжения БАМа.

Майский указ президента дал еще более масштабную задачу: пропускная способность БАМа и Транссиба должна быть увеличена к 2024 году в полтора раза – до 180 млн тонн грузов. В ФСК ЕЭС пояснили, что это может потребовать дополнительных мероприятий по электроснабжению магистралей после 2020 года, необходимые расчеты сейчас проводятся с РЖД.

В Минэнерго подтвердили "Известиям", что второй этап расширения Восточного полигона (БАМ и Транссиб) железных дорог учитывает возможный дополнительный прирост нагрузки на Объединенную энергосистему Сибири на 18% к 2025 году.

– Еще не электрифицированный участок БАМа Таксимо – Советская Гавань (составляет примерно 2/3 длины магистрали) находится на территории Объединенной энергосистемы Востока, и электроэнергия для него может быть подана с тепловых электростанций Дальневосточной генерирующей компании, Зейской и Бурейской ГЭС, – рассказали "Известиям" в "РусГидро".

В Минэнерго не исключили, что для второго этапа расширения Восточного полигона могут понадобиться и дополнительные генерирующие мощности.

 

Цена не тянет

БАМ – не единственный железнодорожный маршрут, который в перспективе полностью перейдет на электрическую тягу. Как сообщили "Известиям" в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), запланирована также электрификация подходов к Крымскому мосту и портам Азово-Черноморского бассейна, к электричеству также подключат обходы крупных грузонапряженных узлов – Саратовского, Кочетовки – Ртищево.

В РЖД также собираются экономить топливо и на тех тепловозах, которые продолжают эксплуатировать. В компании пояснили "Известиям", что за счет современных систем автоматического запуска дизеля, которыми планируется оснастить 4 тыс. тепловозов, железнодорожники будут сокращать расход топлива на прогрев локомотивов.

В РЖД отметили, что постепенный переход на электротягу на отдельных участках "заложен в стратегических документах компании". Это позволяет РЖД увеличивать пропускную способность сети, снижать издержки, а также способствует повышению экологичности железнодорожного транспорта, сказал "Известиям" представитель компании.

В свою очередь, глава InfraNews Алексей Безбородов уверен, что хотя электрификация Транссиба и БАМа и заложена в стратегии РЖД, но очевидно, что из-за резкого роста цен на дизтопливо в 2017-2018 годах госкомпания будет еще более интенсивно отказываться от него в пользу электроэнергии.

 

 

Хренков Николай

Версия для печати
screenRenderTime=1