СМИ об РЖД

Плюс электрификации всей сети

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежегодном докладе по итогам 2018 года поставило ОАО "РЖД" на первое место среди мировых транспортных компаний по эффективности использования энергии для перевозки грузов. Сейчас в России разрабатывается закон, поощряющий развитие энергосберегающих технологий. Если он будет принят, даже нынешний уровень развития этих технологий в РЖД принесет компании ощутимые дивиденды.

Как отмечает в докладе Международное энергетическое агентство, Россия имеет самую энергоэффективную систему грузовых железнодорожных перевозок благодаря высокой доле электрической тяги и загрузке поездов. По данным Международного союза железных дорог (МСЖД), в России на перевозку тонны груза на километр тратится менее 85 кДж энергии, в то время как в Китае – 121 кДж, в Европе в среднем 169 кДж, а в США – 196 кДж.

Гораздо эффективнее многих развитых стран РЖД и в пассажирском секторе. Чтобы перевезти одного пассажира на километр, в Европе тратят 354 кДж, в Америке – 989 кДж, а в России – 232 кДж. И даже в сфере ВСМ (в России имеется в виду сообщение Москва – Санкт-Петербург) мы опережаем по эффективности Евросоюз: у них тратят 280 кДж на одного пассажира, в России – 170 кДж.

В МЭА объясняют разницу по грузовым перевозкам тем, что в ЕС и Японии практически не эксплуатируются тяжелые грузовые поезда, а в США вообще крайне незначительный уровень электрификации железных дорог.

Как пояснил "Гудку" руководитель Департамента технической политики ОАО "РЖД" Владимир Андреев, в результате реализации Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности энергоемкость основной производственной деятельности компании в прошлом году по сравнению с 2015-м снизилась на 8,2%.

"В 2018 году завершен перевод основных грузонапряженных направлений сети на энергооптимальные графики движения грузовых поездов, и протяженность таких направлений составила 47,6 тыс. км, – говорит Владимир Андреев. – Доля железнодорожных перевозок на электрической тяге увеличилась по сравнению с 2015 годом более чем на 1%. Возврат в контактную сеть рекуперированной электровозами электрической энергии вырос за три года на 23,4% (до 2,575 млрд кВт.ч). На Московском центральном кольце доля электроэнергии, рекуперированной "Ласточками", превысила 60% от той, что поступает в контактную сеть из московской энергосистемы".

Энергоэффективность заметным образом отразилась на экологии. Снижение выбросов парниковых газов за счет выполнения мероприятий Программы энергосбережения в 2018 году составило около 400 тыс. тонн СО2.

Сейчас в России обсуждается проект федерального закона "О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Он направлен на то, чтобы экономически поощрять те компании, которые снижают углеродные выбросы, используя передовое энергоэффективное оборудование. В частности, речь идет о снижении налогов и понижающих коэффициентах для амортизации оборудования. И основным показателем для получения такой поддержки как раз и будет энергоэффективность. В целом Россия намерена следовать так называемой концепции развития низкоуглеродной экономики, принятой в мире. По данным Всемирного банка, уже 40 государств в рамках этой концепции осуществляют торговлю квотами на выбросы углекислого газа.

Как сообщил 31 января 2019 года на заседании правления РСПП заместитель министра промышленности и торговли Михаил Расстригин, к 2023 году такая же система должна быть внедрена и в России.

"К этому времени планируется создать систему сбора информации о выбросах компаний, чтобы картина по выбросу парниковых газов была полностью ясна, – говорит Михаил Расстригин. – Затем планируется запуск в тестовом режиме механизма торговли единицами сокращения выбросов парниковых газов".

Как отметил Владимир Андреев, в планах ОАО "РЖД" значится электрификация основных грузонапряженных направлений, где продолжают работать тепловозы. Это позволит к 2025 году сэкономить более 440 тыс. тонн дизельного топлива и снизить энергоемкость компании еще на 5,6% относительно сегодняшнего уровня. К этому сроку предстоит перейти за счет цифровых технологий на полностью автоматизированный учет дизельного топлива для тяги и сократить его использование на прогрев тепловозов в ожидании работы. Более 4 тыс. тепловозов будет оборудовано современными системами автоматического запуска дизеля типа "старт/стоп".

 

Сергей Плетнёв

Версия для печати
screenRenderTime=0