СМИ об РЖД

Нашел дело по душе

За многолетний и добросовестный труд оператор вторичного контроля цеха дефектоскопии Орской дистанции пути Хабибулла Унгаров награжден знаком "За преданность профессии".

Награду Хабибулле Унгарову на общем собрании работников Орского железнодорожного узла вручил заместитель начальника дороги по Оренбургскому территориальному управлению Константин Поляков. Руководитель региона пожелал путейцу дальнейших трудовых успехов, посоветовав и дальше так же бдительно стоять на страже безопасности.

– Действительно, Хабибулла Закиржанович, как никто другой, достоин знака "За преданность профессии". Специалиста такого уровня еще надо поискать! Знает все тонкости профессии, а дефект, как бы он ни маскировался, Хабибулла Унгаров распознает даже по едва уловимым признакам. Это под силу не всякому, а лишь настоящему мастеру своего дела. У него не только избирательный музыкальный слух, но еще и поразительная интуиция, – подчеркивает начальник участка диагностики пути ПЧ Орск Александр Гребенюк.

Хабибулла Унгаров – потомственный путеец. Пришел на железную дорогу сразу по окончании школы, ровно 40 лет назад. Но дефектоскопистом стал не сразу. Путь в эту железнодорожную специальность оказался для него довольно извилистым. Прежде чем сделать окончательный выбор, попробовал свои силы в нескольких профессиях. Сначала поработал слесарем в локомотивном депо. Потом выучился на помощника машиниста. После службы в армии устроился на работу в Орскую дистанцию СЦБ и связи электромонтером. Прошел обучение в дортехшколе на электромеханика.

– На любом участке старался все делать на совесть, но вот удовольствия и радости от выполненной работы не было. Все эти годы меня не покидало ощущение, что занимаюсь не своим делом. Сомнения терзали до тех пор, пока не прислушался к совету отца, который много лет трудился в цехе дефекто­скопии. Он меня и направил в это подразделение. Вот так я оказался в апреле 1986 года в Орской дистанции пути. Тут-то и понял, что наконец-то нашел дело по душе. Правда, шел к нему окольными путями. Но в конечном итоге оказался там, где надо! – делится своей историей Хабибулла Унгаров.

В качестве оператора дефектоскопной тележки он тринадцать лет проходил по путям станции и перегонам. В ПЧ Орск неизменно отмечают, что наш герой – настоящий ловец различного рода дефектов, которые прячутся в глубине металла. Каждый год Хабибулла Унгаров находил остродефектные рельсы, которые несли в себе серьезную угрозу безопасности движения поездов. Многие из дефектов, в случае дальнейшего развития, могли привести даже к излому. Благодаря проявленной бдительности он предотвратил не один сход подвижного состава.

– Работа у дефектоскописта не только очень ответственная, но и крайне беспокойная. Придешь домой с перегона, а тебя постоянно точит червь сомнения: не пропустил ли случайно какой-нибудь дефект? Ведь последствия могут быть самые непредсказуемые. Именно дефектоскопист в первую очередь в ответе за безопасность движения поездов, – подчеркивает мой собеседник.

Профессия дефектоскописта далеко не из легких. Чтобы работать в этом цехе, надо обладать хорошими физическими данными и соответствующей подготовкой. Ведь он постоянно ходит не по асфальту, а по щебенке. Если едет состав, то тележку надо убирать с рельсов, а весит она около ста килограммов. За день дефектоскопист так уработается, что ни рук, ни ног не чувствует. Кроме этого, необходимо качественно выполнять свою главную задачу: "слушать" рельсы, чтобы не пропустить характерный звук, сигнализирующий о наличии того или иного дефекта. А это тоже дополнительное напряжение.

Потом Хабибулле Унгарову предложили должность оператора вторичного контроля. Надо сказать, что подобную работу доверяют самым опытным дефектоскопистам и настоящим профессионалам в своем деле. Таких специалистов в цехе всего три. В его обязанности входит выезд на повторный осмотр подозрительных рельсов, которые были выявлены после прохода вагона-дефектоскопа или дефектоскопной тележки. Хабибулла Унгаров – последняя инстанция в дистанции, человек, который выносит окончательный вердикт в плане дальнейшей эксплуатации рельса. Оператор работает с мобильным аппаратом РДМ-33, четко взаимодействует с мастерами или бригадирами пути, которых заранее предупреждают о проведении вторичного контроля – чтобы в случае обнаружения остродефектного рельса оперативно оградить опасное место и затем заменить стальной кусок.

А еще он может очень доступным языком объяснить, показать и рассказать о секретах профессии. И охотно делится своими знаниями и богатым опытом с молодыми работниками. Если возникает производственная необходимость, то может лично сам выйти на перегон с тележкой и обследовать путь.

– Знаете, что мне, как руководителю цеха, прежде всего импонирует в Унгарове? Его аккуратность и исполнительность. Если пообещал выполнить ту или иную работу, то будьте уверены, все сделает точно в срок и с высоким качеством. Оператор повторного контроля должен уметь четко читать привязку к месту, то есть точно определять координаты дефекта. Малейшая неточность – и можно "промахнуться". А ошибка в нашем деле может дорого обойтись. Хабибулла Закиржанович в этом отношении очень грамотный и дотошный оператор. Работать с таким человеком одно удовольствие, – заключает начальник участка Александр Гребенюк.

 

Вячеслав Чеботько

Версия для печати
screenRenderTime=1