СМИ об РЖД

Рост без активов

Логистические компании ждут быстрого развития рынка

Подготовлен первый в истории рынка рейтинг логистических компаний в сегменте "без активов". Итоги компаний по 2018 году еще не подведены, но основные игроки говорят, что тенденция быстрого роста, составившего в 2017 году 21,5%, сохранилась на всех ключевых направлениях. Основные драйверы развития сегмента - рост онлайн-торговли, перевозок сборных грузов, логистического аутсорсинга и несырьевого экспорта. Географически рынок поддерживает, в первую очередь, азиатское направление.

Агентство INFOLine представило первый рейтинг транспортно-логистических компаний РФ, которые работают без активов или преимущественно без активов (когда большая часть выручки генерируется сегментом asset-free). Таким образом, рейтинг не учитывает крупных железнодорожных операторов и автоперевозчиков. Также исключены кэптивные компании. Как пояснил глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, рейтинг сформирован так, чтобы выделить сегмент логистики, ориентированный больше на развитие отношений с клиентами, нежели на использование транспортно-логистических средств. По выручке и тоннажу доставки он построен на данных за 2017 год, в большинстве компаний результаты 2018 года еще не подведены.

Первое место в рейтинге заняла входящая в ОАО РЖД "РЖД Логистика" с выручкой 33,7 млрд рублей (рост на 30,4%). На втором месте – "DHL Россия" (выручка профильных подразделений, входящих в холдинг, – 20,5 млрд рублей). На третьем - российский логистический оператор FM Logistic (подразделение одноименной французской группы) с выручкой 15,5 млрд рублей. За ними следуют транснациональный контейнерный оператор ОТЛК ЕРА (по 33,3% у ОАО РЖД, железных дорог Белоруссии и Казахстана) и "Мэйджор Карго Сервис", входящая в структуру автодилера ГК Major. Авторы рейтинга не включили ее в число кэптивных, поскольку масштаб бизнеса далеко выходит за перевозки автомобилей.

Не хуже, чем годом раньше

Участники рейтинга заверили " Ъ", что выводы релевантны и с учетом 2018 года: объемы увеличивались сходными темпами. "Ориентировочно выручка компании выросла примерно на 20%, - говорит глава " РЖД Логистики" Вячеслав Валентик. – Мы видели ощутимый рост спроса промпредприятий на комплексную услугу логистического аутсорсинга, когда клиент передает внешней компании в управление свою транспортную инфраструктуру". Также заметно увеличение объемов электронной торговли, добавляет он, отправки сборных грузов из Китая в РФ и Европу растут уже который год, и это подталкивает логистические компании разрабатывать новые продукты. По словам топ-менеджера, "РЖД Логистика" продолжит развивать текущие направления, активно работать на китайском и европейском рынках, а также не исключает "возможности приобретения различных логистических активов, в том числе через сделки M&A с игроками, имеющими интересную клиентскую базу, активы и компетенции в РФ и за рубежом".

Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова подтверждает, что "рынок экспресс-доставки в 2018 году продолжил положительную динамику": "Рост наблюдался как в международной экспресс-доставке, так и в доставке по РФ; и в B2B-, и в B2C-сегменте. Самой быстрорастущей группой продуктов в портфеле DHL Express стала международная доставка, показавшая двузначные темпы роста как по доходам, так и по объемам". Основным драйвером экспортной экспресс-доставки стала интернет-торговля, показывающая рост более чем на 40%. "Что касается внутрироссийской экспресс-доставки, для нас приоритетным остается B2B-сегмент, который растет в пределах 10%, - уточняет Анна Клинскова. – В специализированных индустриальных решениях максимальные темпы наблюдались в сегменте экспресс-доставки для медицинской индустрии".

По словам президента ОТЛК ЕРА Алексея Грома, в 2018 году в сервисах ОТЛК ЕРА перевезено 280,5 тыс. TEU, рост составил почти 60%. "Железнодорожный коридор Китай – Европа – Китай становится все более конкурентоспособным и востребованным со стороны грузовладельцев", – говорит он. По данным ОАО "РЖД", в 2018 году транзитные контейнерные перевозки Китай – Европа – Китай выросли на 34%, а по результатам 2017 года – на 80%.

В "Елтранс+" среди трендов отмечают активный рост количества грузов в сегменте LCL (неполная загрузка контейнеров) из Юго-Восточной Азии, это касается мультимодальных перевозок через порты Дальнего Востока и железнодорожный переход Забайкальск. "Предполагаем, что такая тенденция сохранится в 2019 году", – говорят в компании. Количество грузовых авиаперевозок из Азии также будет продолжать расти, частота грузовых рейсов будет увеличиваться, прогнозируют в "Елтранс+".

Тенденция сохранится С учетом замедления темпов роста ВВП Китая, отмечает Алексей Гром, до 2023 года прогнозируется ежегодный средний рост объемов перевозок морским транспортом между Китаем и Европой на уровне 3%. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, прогноз на ближайшие годы на развитие рынка грузовых авиаперевозок "осторожно оптимистичный" - увеличение на 4%. "Тренды по динамике морских и авиаперевозок сильно уступают железнодорожному транспорту", – уверен господин Гром. ОТЛК ЕРА намерена развивать мультимодальные перевозки через порты Калининградской области в направлении Европа – Китай, продолжить применять согласованную с железнодорожными администрациями в прошлом году технологию объединения поездов (XL-train), реализовать несколько крупных проектов с грузовладельцами в странах Европы.

По оценкам DHL Express, в 2019 году продолжится "уверенный рост в сегменте как внутрироссийской, так и международной экспресс-доставки", чему способствуют глобальное развитие электронной коммерции и "подчеркнутая на самом высоком уровне актуальность несырьевого экспорта в России". "Во внутрироссийских перевозках есть тенденция к увеличению межрегиональных перевозок, в особенности в сегментах железнодорожных перевозок и сборных грузов", – добавляют в "Елтранс+".

По словам директора по развитию бизнеса "Itella Россия" Дмитрия Масальцева, во втором полугодии вступят в действие требования по передаче сведений по движению товара в рамках проекта "маркировка" в сегментах "фармацевтика", "обувь", "отдельные категории косметических товаров". "Это потребует как от клиентов, так и от логоператоров внести значительные изменения в IT-процессы, а также адаптировать бизнес-процессы под новые требования", – добавляет он. По словам топ-менеджера, фактор снижения общей покупательской способности будет приводить к скромным темпам роста в различных сегментах товаров, что найдет также отражение в объемах хранения, складской обработки и доставки. "У клиентов наиболее активный рост наблюдается в доступных ценовых категориях товаров и снижение роста в премиальных категориях, – говорит он. – Восходящим трендом является развитие онлайн-канала продаж B2Bклиентов параллельно с традиционным офлайном". Ключевыми изменениями в складском сервисе, говорит господин Масальцев, являются дефицит персонала в высокий сезон по определенным категориям (например, водители), а также ощутимое увеличение стоимости лизингового персонала вследствие трендов по "обелению" этой части складского бизнеса. "Пристальное внимание налоговой службы к собираемости НДС в целом влияет положительно на повышение прозрачности в логистической отрасли и формирование цивилизованного рынка в части как складского, так и транспортного бизнеса, – говорит он, – но также ведет к обострению конкуренции и некоторому повышению стоимости логистических услуг".

Господин Бурмистров как тренд в логистике отмечает очень серьезный фокус на развитии комплексных услуг: даже чисто операторские компании начинают развивать экспедиторский бизнес. Это предполагает более комплексное покрытие запросов клиента как в плане видов транспорта, так и на всех этапах цепочки поставок. В условиях, когда рынок железнодорожного подвижного состава, контейнеров, автотранспорта стал дефицитным, поясняет эксперт, у грузовладельцев усилилась потребность в квалифицированных посредниках, которые могут обеспечить диверсификацию рисков и повысить надежность логистики, в том числе за счет мультимодальных сервисов.

Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1