СМИ об РЖД

Боковушка и никакой сдачи

Продажу невозвратных билетов на поезда дальнего следования хотят распространить на плацкартные и общие вагоны. В Минтранс поступил соответствующий запрос депутатов Госдумы совместно с Общероссийским объединением пассажиров. В ведомстве рассмотрят это предложение, рассказали "Известиям" в Минтрансе. По словам заместителя гендиректора Федеральной пассажирской компании (ФПК, "дочка" РЖД) Олега Никитина, расширение категорий вагонов с невозвратными билетами будет происходить постепенно, по мере накопления опыта реализации новой услуги.

Депутат Госдумы от "Единой России" Наталья Кувшинова обратилась в Минтранс с просьбой рассмотреть возможность внедрения в России невозвратных билетов в плацкартные и общие вагоны. В письме в ведомство парламентарий отметила, что в ее адрес поступили обращения граждан "из разных регионов" по этому поводу. С аналогичной просьбой выступили и представители Общероссийского объединения пассажиров.

Депутат предложила дать перевозчику возможность "снижать стоимость на билеты в плацкартных и общих вагонах для продажи по невозвратному тарифу... без согласования с ФАС", говорится в письме от 17 января 2019 года на имя главы Минтранса Евгения Дитриха.

Пока на плацкартные и общие вагоны продажа невозвратных билетов не распространяется, поскольку их стоимость субсидируется из бюджета и регулируется государством, поэтому перевозчик не может менять ее по своему усмотрению.

В Минтрансе подтвердили "Известиям" получение письма и сказали, что обращение будет рассмотрено.

"Ответ будет направлен в установленном порядке", – добавил представитель ведомства.

В пресс-службе ФПК сообщили "Известиям", что компания будет принимать участие в обсуждении механизмов реализации такой инициативы.

 

Не всех посчитали

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, разрешающий продавать невозвратные железнодорожные билеты на поезда дальнего следования. Особенность их заключается в том, что в случае отказа от поездки такие проездные нельзя сдать. Немногочисленные исключения: увечье и болезнь покупателя, смерть близкого родственника или отмена поезда. Возврат денег в этом случае будет производиться в срок не позднее пяти суток с момента отправления. Закон позволяет продавать невозвратные билеты только в так называемый нерегулируемый сегмент – купе, СВ и вагоны с сидячими местами. С 20 января в России уже открылись продажи билетов в такие вагоны, скидки составляют от 5 до 20%. С учетом глубины продаж в 90 дней купить проездной можно будет на поезда с отправлением 19 апреля и позднее. По данным ФПК, на первом этапе в эксперименте будут участвовать только два поезда: Москва – Воронеж с сидячими местами и купейный Москва – Ижевск. В первом из них выделят 102 места, которые можно будет приобрести по специальному тарифу, во втором – 64. Тестовый период продлится до 1 мая.

"Норма о невозвратных билетах не распространяется на плацкарт. Связано это с тем, что снижение стоимости на железнодорожные билеты в плацкарте, как и повышение, РЖД обязаны согласовывать с антимонопольной службой. Поэтому плацкарт не попал в перечень категорий невозвратных билетов в действующем законе, – пояснила "Известиям" Наталья Кувшинова.

По словам главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, вступивший в силу 1 января закон ставит тех, кто пользуется плацкартом и купе, в неравные условия.

Кроме того, авторы письма в Минтранс предложили расширить перечень случаев, при которых пассажир, купивший невозвратный билет, может его сдать. По их словам, соответствующий законопроект уже разработан. По нему вернуть деньги можно будет в случае болезни членов семьи или близких родственников, даже если они не должны были ехать вместе, пояснил Илья Зотов. Аналогичные изменения, касающиеся невозвратных авиабилетов, в настоящее время уже рассматриваются в Госдуме во втором чтении.

 

Порог невозврата

Расширение категорий вагонов с невозвратными билетами будет происходить постепенно, по мере накопления опыта реализации новой услуги, рассказал "Известиям" зам. гендиректора ФПК Олег Никитин. Он добавил, что если вести речь о регулируемом сегменте, то в перспективе распространить практику невозвратных билетов можно на общие вагоны с местами для сидения в дневных поездах. Но могут возникнуть технические сложности с реализацией этой инициативы, поскольку цена в регулируемом сегменте устанавливается ФАС, добавил он. В антимонопольной службе на момент сдачи номера не ответили на запрос "Известий".

Когда система заработает в полную силу, до 10% билетов от общего количества ФПК рассчитывает сделать невозвратными. Сейчас лишь часть мест может продаваться по такой схеме. Как ранее говорил глава ФПК Петр Иванов, около 60% продаж приходится на плацкарт и общие вагоны. Перевозчик за счет новой услуги планирует увеличить пассажирооборот на 1,5%.

По словам гендиректора Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, поскольку регулируемый сегмент субсидируется государством, решение о распространении невозвратного тарифа на плацкарт и общие вагоны будет зависеть, в том числе, от Минфина. Поэтому, по мнению эксперта, рассчитывать на быстрое появление невозвратных билетов в плацкарт не стоит.

В Минфине "Известиям" сообщили, что вопрос следует адресовать в профильные ведомства – ФАС и Минтранс.

С 2014 года невозвратные авиабилеты разрешили продавать российским авиакомпаниям. Согласно принятым поправкам в Воздушный кодекс, перевозчики имеют право не возвращать деньги пассажиру, отказавшемуся от поездки без уважительной причины. Исключение, как и в случае с железнодорожными билетами, составляют болезнь клиента авиакомпании или его близких родственников. Экстренные причины, побудившие вернуть проездной документ, подтверждаются документально. Наиболее распространены такие билеты у лоукостеров. У иностранных авиакомпаний они обозначаются словами "Ticket is non-refundable", у российских – "Промо", "Базовый", "Эконом".

Волобуев Александр

Версия для печати
screenRenderTime=1