СМИ об РЖД

Инфраструктура под планы угольщиков не должна оказаться "переразмеренной"

Президент РФ Владимир Путин предостерегает от чрезмерного развития инфраструктуры, которая может оказаться невостребованной угольщиками, если их проекты не будут реализованы.

"Я помню прекрасно озабоченности, связанные с возможностью переразмеренности отрасли, с возможностью переразмеренности сетевого хозяйства в этой связи. Но все-таки нужно понять, куда мы двигаемся, какими темпами и в каком объеме будем вкладывать ресурсы, в том числе в развитие железнодорожного транспорта, чтобы доставить уголь потребителям", – заявил глава государства на встрече с министром энергетики РФ Александром Новаком.

В. Путин напомнил, что эти вопросы обсуждались на заседании президентской комиссии по ТЭК в конце августа в Кемерово. "Нужно то, о чем мы договаривались, окончательно сформировать, сформулировать в качестве поручений вместе с администрацией (президента) и реализовывать", – отметил он.

"Сейчас такая работа вместе с министерством транспорта, с ОАО "Российские железные дороги" ведется с учетом анализа мировой конъюнктуры на среднесрочную перспективу. Окончательные цифры будут выверены, и программа будет синхронизирована, безусловно: и по развитию угольной отрасли, и по развитию железнодорожной инфраструктуры в том числе", – сказал в ответ А. Новак.

"Абсолютно новые будут темпы развития. Около 1,5 трлн руб. будет вложено в ближайшее время в развитие угольной отрасли и в развитие портовой инфраструктуры", – заметил он в ходе встречи, уточнив, что в 2018 г. в РФ было добыто 433 млн тонн угля – при том, что ранее на цифру в 430 млн тонн планировалось выйти только к 2020 г.

В протоколе, подготовленном по итогам "кемеровского" заседания президентской комиссии, отмечается, что правительство РФ до 30 июня должно "принять меры" по совершенствованию механизма приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченных пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры. Вопрос регулярно возникает в связи с активным ростом экспорта в дальневосточном направлении (в первую очередь – именно угольной продукции).

На основе прогнозов потребления угля в период до 2030 г. правительство к 30 сентября должно будет актуализировать отраслевую программу, предусмотрев в ней развитие добычи как в традиционных (Кемеровская область, Хакасия, Якутия), так и в новых регионах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) с учетом возможностей угольных компаний по увеличению экспорта.

На августовском заседании А. Новак отмечал, что устойчивый рост спроса на уголь – прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе – продолжится на горизонте 2025-2030 гг. Обновленная программа развития отрасли предусматривает добычу 560 млн тонн к 2025 г. в год вместо 460 млн тонн, до 2030 г. – 590 млн тонн против 480 млн тонн (прирост 23-25%), что потребует частных инвестиций в 1 трлн руб., и угольщики подтверждают, что готовы вложить такой объем средств, говорил он.

Рост добычи ожидается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Туве, Хабаровском крае, "учтены" проекты в Забайкальском крае, Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях, уточнял министр. "Суммарные объемы экспортных поставок российского угля в восточном направлении могут увеличиться со 100 млн тонн до 207 млн тонн к 2025 г. В том числе по направлению железнодорожных перевозок – до 195 млн тонн. И здесь ключевой вопрос – снятие ограничений по пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ее электрификации", – добавлял при этом А. Новак.

В этой связи протокол предписывает (в рамках комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры и с ориентиром на цели "майского указа" президента) обеспечить ежегодную погрузку российского угля в восточном направлении (включая экспорт, в том числе через пограничные переходы) в объеме 125 млн тонн в 2020 г., 170 млн тонн – в 2023 г., 195 млн тонн – в 2025 г. (без учета "изолированных" районов угледобычи в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском автономном округе).

"Российские железные дороги" должны будут своевременно завершить первый этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (по ним предусматривается государственная поддержка, в том числе из Фонда национального благосостояния) и реализовать второй этап проекта за счет собственных средств. Уточняется, что из 195 млн тонн угля, которые в 2025 г. должны следовать в направлении Дальнего Востока, 100 млн тонн грузоотправители смогут отправлять в порты Приморья, 85 млн тонн – в ванино-совгаванский узел в Хабаровском крае.

Общий объем инвестиций РЖД во второй этап проекта оценивается в 696,6 млрд руб. "При этом нам необходимо ускорить проектирование – это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", – говорил на президентской комиссии глава компании Олег Белозёров. Ключевые целевые показатели второго этапа проекта "БАМ/Транссиб" по основным участкам правительству необходимо разработать и утвердить к 31 июля (включая наличие пропускных способностей, предельный вес поезда). При этом в инвестиционную программу компании они должны лечь "с учетом повышения эффективности от реализации инвестиционных проектов".

Чтобы реализовать программу своевременно, кабинету министров предписано к 30 июня обеспечить опережающее финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования (включая увеличение пропускных способностей в районе Северомуйского тоннеля на БАМе). При этом долгосрочные планы "Российских железных дорог" по развитию своей инфраструктуры должны быть синхронизированы с развитием портов (в том числе Ванино, Восточный, Владивосток, Посьет), а также объектами угольной отрасли и электросетевого хозяйства – "с учетом интересов грузоотправителей". Соответствующий доклад правительство должно будет представить к концу 2019 г.

Также правительству предписано синхронизировать второй этап программы "БАМ/Транссиб" с проектами, реализуемыми с использованием механизмов государственно-частного партнерства. До 31 января кабинет министров должен будет проработать механизм взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний за загрузку создаваемых транспортных мощностей в согласованных объемах.

Кроме того, согласно протоколу, до 31 марта правительству с заинтересованными органами власти и организациями предписано подготовить предложения по оптимизации технико-экономических показателей проекта по развитию "восточного полигона", чтобы сократить сроки его окупаемости и повысить доходность (в том числе за счет привлечения дополнительных грузов помимо угля). Кроме того, до 1 июля будут оценены риски инфраструктурных проектов в рамках логистических решений по увеличению экспорта российского угля, планируется проанализировать ее будущую загрузку другими грузами. Кабинет министров представит предложения по минимизации таких рисков.

Версия для печати
screenRenderTime=3