СМИ об РЖД

Работник завтрашнего дня

В течение 2018 года на Приволжской магистрали проходили мероприятия, направленные на раскрытие потенциала и развитие компетенций молодых сотрудников. Многие из них были проведены в новом формате. Как реализуются проекты начинающих специалистов, в чем заключается основная задача Молодежного управления Приволжской железной дороги и что делается для развития инженерных кадров, рассказывает начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

Сергей Альмеев: стремление молодежи создавать что-то новое, развивать отрасль всегда поддерживается руководством Приволжской железной дороги.

– Сергей Анварович, в Астрахани с 20 по 22 ноября прошел Фестиваль молодых работников Приволжской магистрали. Какова основная цель мероприятия?

– Фестиваль молодых сотрудников объединил на своей площадке свыше 190 участников: финалистов корпоративных конкурсов "Лидеры перемен" и "Новое звено", представителей Молодежного управления (МУ), школы развития, победителей конкурса "Я – профессионал", работников, прошедших специальный отбор, а также представителей молодежного актива десяти железных дорог. Для сравнения: в прошлом году в мероприятии участвовали работники трех магистралей. Таким образом, фестиваль значительно расширил свою географию.

Почетными гостями мероприятия стали начальник Департамента управления персоналом ОАО "РЖД" Сергей Саратов, председатель Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" Борис Лапидус, заместитель директора Корпоративного университета Нигора Мирзакаримова, начальник Департамента социального развития ОАО "РЖД" Сергей Черногаев, которые приняли участие в панельной дискуссии, посвященной теме "Капитализация потенциала молодежи в условиях крупной федеральной компании: инновационные решения, управление изменениями, формирование ценностных ориентаций персонала".

– Чем обусловлен выбор этой проблематики?

– Именно молодежный потенциал усиливает человеческий капитал компании, стабилизирует ее положение в условиях социально-экономических изменений, делает конкурентоспособной. Это наши инвестиции в будущее Приволжской дороги в частности и ОАО "РЖД" в целом, ведь скоро эти сотрудники не только встанут у руля холдинга, но и будут руководить другими процессами, значимыми для государства и общества. Проблематика фестиваля затрагивала три направления деятельности, важные для молодежи Приволжской магистрали: инновации, управление переменами и корпоративное волонтерство.

В рамках панельной дискуссии помимо руководителей ОАО "РЖД" и Приволжской железной дороги выступили спикеры – эксперты в сфере бизнеса, инноваций, управления персоналом, корпоративного волонтерства. Основатель и руководитель проекта профессионального развития Personal Partner Consulting Boutique Дарья Пантюх обозначила основные стратегии привлечения и удержания в компании специалистов поколения Z. Руководитель социальных проектов добровольческого движения "Даниловцы" Юрий Белановский представил аудитории возможные способы вовлечения молодых работников в организацию корпоративного волонтерства. Генеральный директор рекламного агентства Vertcomm Антон Верт рассказал об антикризисных инструментах привлечения средств для реализации проектов. Все спикеры говорили с молодежью о том, что действительно важно. Дискуссия получилась информативной, от участников поступило много вопросов. Это свидетельствует об их высокой включенности в работу фестиваля.

– Какие идеи были предложены для реализации участниками мероприятия?

– В рефлексию проектных предложений в этом году были вовлечены сторонние эксперты – представители бизнес-структур, таких как ВТБ, ТТК, "Мегафон", AltSolar. Соответственно, все представленные проекты получили оценку реальных практиков и потенциальных инвесторов. Как результат, по итогам мероприятия сформированы три проектные идеи, которые на данный момент уже основательно проработаны, а значит, начинается этап их реализации. Речь идет о проекте "Вагон инноваций", который скорректирован с акцентом на возможности создания передвижной экспозиции на базе электропоезда. Это так называемый музей на колесах, сочетающий в себе элементы традиционного музея и интерактивной выставки.

Второй проект, взятый в разработку после фестиваля, – молодежный ресурсный центр. Для приволжан будет сформирована коммуникационная площадка со своим помещением, специально оборудованным под их инициативы. Там работники смогут генерировать идеи, участвовать в тренингах и курсах, вести проекты, обучать и координировать волонтеров. С учетом того, насколько сегодня активна наша молодежь, создание такого центра очень актуально для нашей магистрали.

Третий сильный проект фестиваля направлен на формирование системы мотивации молодых работников, адаптированной под их интересы и потребности. Несмотря на то что после окончания мероприятия прошло не так много времени, проекты продолжают развиваться и совершенствоваться, участники занимаются поиском возможных инвесторов и содержательным наполнением своих идей. Все они перспективные и направлены на развитие компании.

– Известный факт: если сотрудники могут сами выбирать интересные для них проекты и задания, то компания быстрее развивается и получает большую финансовую прибыль по сравнению с конкурентами. Как молодые сотрудники на Приволжской могут раскрыть в себе управленческий талант?

– Для этого существует Молодежное управление Приволжской железной дороги, представленное сильными аgile-командами, состоящими из креативных, активных, амбициозных, стремящихся развиваться молодых работников. Результаты деятельности Молодежного управления первого созыва – это реализованные проекты, актуальные как для компании, так и для российского общества в целом. Приобретенные компетенции помогли многим членам МУ вырасти в профессиональном и управленческом плане.

С 1 октября приступило к работе МУ второго созыва, которое уже активно взялось за разработку и внедрение проектов. Молодежное управление зеркально отражает схему регионального центра корпоративного управления: от начальника дороги, его заместителей до руководителей основных служб и регионов полигона. В состав вошли сотрудники в возрасте до 35 лет с высшим профильным образованием и стажем работы на железнодорожном транспорте не менее трех лет. Претенденты на место в МУ пишут эссе, снимают видеовизитку, сдают тест на знание корпоративных компетенций. Прошедших этот этап отбора ждет индивидуальное собеседование с первыми руководителями дороги. Личные беседы с кандидатами позволяют понять уровень их подготовки, амбиции и, самое главное, степень готовности. В результате определяются два кандидата на должность: основной и резервный.

Главное отличие второго Молодежного управления от первого заключается в том, что представленных должностей стало больше. Если в первом состояло 15 человек, то в этом году выбрано уже 20. Всего в 2018-м на участие в Молодежном управлении 2.0 претендовали 250 человек. Например, на должность начальника пробовались 20 молодых работников магистрали.

Несмотря на то что новый состав действует всего несколько месяцев, уже достигнуты значительные успехи.

В ноябре в Астраханском, Саратовском, Волгоградском регионах в областных Думах проводились дни Приволжской железной дороги. Активное участие в мероприятиях приняли представители МУ, презентовавшие возможные пути развития отрасли в регионах. Представители Молодежного управления Приволжской железной дороги и Молодежного парламента регионов обменялись опытом и проектными идеями, которые в дальнейшем могут быть реализованы в условиях полигона. В Астрахани и Саратове выступил начальник МУ 2.0 Олег Северин, поделившийся предложениями запуска нового интермодального маршрута на место приземления Ю.А. Гагарина. В Волгоградской областной думе проектные решения представляла Вера Вторыгина, заместитель начальника МУ по экономике, финансам и корпоративной координации. Молодежное управление осознает значимость своей миссии в компании, связанной с внесением позитивных изменений в ее деятельность.

– Каковы карьерные перспективы членов Молодежного управления?

– Это в первую очередь ценный опыт руководящей деятельности, который приобретают участники. Ведь большинство их в реальной жизни занимает рядовые позиции и получить управленческий опыт, менеджерские знания и навыки им практически негде. Став членами Молодежного управления, они получают возможность участвовать во встречах с руководством компании и магистрали, представителями власти, топ-спикерами, что, безусловно, позитивно сказывается на их профессиональном росте. Например, за первый год реализации проекта девять молодых управленцев из пятнадцати пошли на повышение по основной работе.

– Какие еще проекты в рамках развития потенциала молодежи реализуются на дороге?

– Стоит отметить два: молодежный кадровый резерв начальника дороги "Авангард магистрали" и школу развития высокопотенциальной молодежи.

В кадровый резерв включают наиболее перспективных с точки зрения руководителей полигона молодых работников, успевших себя проявить. В 2018 году из 58 резервистов 12 получили назначения на вышестоящие должности. Большинство из них были зачислены в упомянутую школу развития, обучение в которой позволит им выйти на более высокий уровень осмысления бизнес-процессов, происходящих на магистрали, в компании и стране в целом. Представители различных хозяйств и структур на базе школы учатся не только решать общие задачи в командном взаимодействии, но и наращивать собственный потенциал.

Форматы работы, применяемые в рамках обучения, – это agile-группы, тренинги, стратегические и проектные сессии. 23 марта 2018 года состоялся выпускной школы развития, все участники получили аттестаты. Однако сегодня она продолжает работу. В ней обучаются 35 молодых сотрудников. Программа включает в себя 12 тем, актуальных для Приволжской железной дороги.

– На протяжении восьми лет визитной карточкой Приволжской является конкурс "Я – профессионал". В нынешнем году формат его проведения был изменен. С чем это связано?

– Собственный проект Приволжской железной дороги – ежегодный конкурс "Я – профессионал" – стартовал в 2011 году. За это время в нем участвовали более 8 тыс. железнодорожников, а в этом году удалось охватить свыше 2,3 тыс. человек. Из них до финала дошли 24 молодых сотрудника.

Каждый год концепция конкурса совершенствуется. Прежде основной упор делался на проверку теоретических знаний, а сегодня конкурсанты могут соревноваться в практических навыках на линии, а точнее, на учебно-тренировочном полигоне малодеятельной станции. Там организовали практические испытания для финалистов – представителей шести основных хозяйств. Навыки молодых профессионалов оценивали члены конкурсной комиссии – руководители и ведущие специалисты линейных предприятий, дорожных служб и дирекций. Мы получили обратную связь от конкурсантов. По их словам, благодаря новому формату соревнование стало более интересным. Ведь теперь помимо теоретической подготовки мы оцениваем и профессиональные навыки.

Конкурс – это также один из способов попасть в кадровый резерв или получить назначение на вышестоящую должность. С 2011 года более 250 участников были замечены руководством, включены в кадровый резерв или назначены на вышестоящие должности, свыше 150 – прошли стажировку на управленческих должностях. Многие получили целевые направления на обучение в профильные высшие учебные заведения.

– Одно из ключевых достижений молодежи Приволжской в уходящем году – победа в конкурсе проектов "Новое звено". Не будет преувеличением сказать, что ее ждали 10 лет. Что делается на дороге для развития инженерных кадров?

– Стремление молодежи создавать что-то новое, развивать отрасль и компанию всегда поддерживается руководством Приволжской железной дороги. Мы прикладываем максимальные усилия, чтобы наши инженерные кадры получали необходимые знания и навыки. Помимо традиционных обучений, курсов повышения квалификации организуем поездки и стажировки, предполагающие обмен опытом.

Молодежь Приволжской магистрали посещает инновационные и высокотехнологичные объекты. Например, наши работники ознакомились с деятельностью одной из крупнейших железнодорожных станций России – Лужской, побывали в Музее железных дорог России. Это самый большой комплекс подобного типа не только в нашей стране, но и в Европе. Также они посетили лабораторию Владимира Пирожкова МИСиС, в которой генерируют, создают, рассчитывают и строят в цифровом и аналоговом форматах сложные мультиотраслевые индустриальные проекты в сфере машиностроения.

В дальнейшем, работая в аgile-командах, они неоднократно обращались к опыту инновационных и высокотехнологичных объектов, с деятельностью которых удалось ознакомиться в текущем году. Для молодых сотрудников магистрали это были не просто ознакомительные поездки, а нечто большее – возможность изучить и прочувствовать среду, где формируются и развиваются инновации, где открываются новые горизонты возможностей. Ведь именно за этими ребятами будущее ОАО "РЖД" и нашей страны.

 

Версия для печати
screenRenderTime=1