СМИ об РЖД

Вагоностроителям обещают спад спроса

По мнению экспертов, в 2018 году рынок дошел до пика.

Резкий рост спроса на вагоны в 2016-2017 годах создал ниши на рынке для небольших вагоностроителей, увеличив конкурентность в отрасли до максимума за четыре года, считают эксперты. Но уже в 2019 году при перенасыщении рынка и снижении спроса на новый парк конкуренция начнет снижаться. В итоге Уралвагонзавод и ОВК, контролирующие около 60% рынка, в ближайшие три-пять лет могут увеличить доли за счет укрупнения рынка. Сами вагоностроители замечают, что мощности заводов, выпускающих наиболее востребованные рынком вагоны, полностью загружены, что дает шанс увеличить свои доли небольшим предприятиям.

В 2019 году, после ожидаемого спада спроса на новые вагоны, крупные вагоностроители – ОВК и Уралвагонзавод (УВЗ, входит в "Ростех") – опять увеличат свою долю рынка, говорится в исследовании Института проблем естественных монополий.

По прогнозам ИПЕМ, в 2018 году будет выпущено 65-67 тыс. вагонов, на 12-15% больше, чем годом ранее. Суммарный объем инвестиций составил не менее 192 млрд руб. с НДС.

В 2017 году аналитики отмечали, что рынок стал более конкурентным под влиянием высоких ставок на предоставление вагонов. Наибольший уровень концентрации в вагоностроении наблюдался во втором квартале 2016 года, когда ставки были на очень низком уровне, с тех пор уровень концентрации сократился практически на 40%. Сейчас, по оценкам ИПЕМ, уровень концентрации в отрасли по итогам трех кварталов продолжил снижаться и достиг минимума за последние четыре года (падение по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – 13%). Анализ делался по индексу Херфиндаля-Хиршмана (HHI, сумма квадратов долей рынка компаний, применяется, в частности, ФАС для оценки конкурентности/монополизации).

Такое значение HHI свидетельствует о среднем уровне конкуренции в отрасли, отмечают в ИПЕМ. Абсолютные показатели в расчетах ИПЕМ не раскрывает. Лидерами по росту доли в целом в вагоностроении за три квартала стали "Рузхиммаш" (входит в "РМ-Рейл", плюс 2,9 тыс. вагонов), Завод металлоконструкций (плюс 1,5 тыс. вагонов) и "Алтайвагон" (плюс 1,8 тыс. вагонов). Доля двух главных игроков продолжала сокращаться – у ОВК на 15 процентных пунктов (п. п.), до 26,9%, у УВЗ – на 0,7 п. п., до 39,5%. На рынке производства полувагонов в январе-сентябре концентрация сократилась на 21% (самый низкий показатель более чем за пять лет), в производстве крытых вагонов – на 32%. В последнем сегменте на лидирующие позиции вышел "Алтайвагон" с долей в 49% (рост на 23,7 п. п.). При этом доля лидера рынка в 2015-2017 годах – Армавирского завода тяжелого машиностроения упала на 49,9 п. п., до 16%, доля ОВК выросла до 26% (плюс 17,5 п. п.). По оценкам аналитиков, доминирующий игрок в сегменте отсутствует.

Индекс HHI на рынке производства цистерн вырос на 48%, уровень конкуренции схож с производством крытых вагонов, отмечают в ИПЕМ. Доминирующее положение вернулось к "Рузхиммашу" (56%, рост на 37 п. п.), доля УВЗ упала на 25 п. п., до 5%, а у ОВК после резкого роста в прежние годы доля стабилизировалась на уровне 30-40%.

Заместитель главы ИПЕМ Владимир Савчук напоминает, что рост ставок обеспечил и подъем спроса на вагоны, возобновилось производство на заводах, которые существенно снизили объемы или останавливались. Но в 2019 году ожидается перенасыщение рынка, снижение выпуска до 58-62 тыс. вагонов и возобновление тренда на снижение конкуренции, заключает эксперт.

К аналогичным выводам пришел и центр социального проектирования "Платформа", делавший исследование при поддержке РСПП. Эксперты пришли к выводу, что потенциал экстенсивного роста отрасли, пик которого пришелся на 2016-2017 годы, почти исчерпан, прирост сегмента в ближайшие годы не превысит 15% в год. К 2021 году дефицит парка сменится стадией баланса, труднее всего будет небольшим компаниям, отмечает "Платформа". УВЗ и ОВК контролируют около 60% рынка, относительный паритет они сохранят, а сумма их долей за три-пять лет может вырасти за счет укрупнения рынка, уточняют эксперты.

В Объединении вагоностроителей (ОВС) "Ъ" сообщили, что изменения долей во многих сегментах носят чисто математический характер. Производимые вагоны неоднородны по качеству и характеристикам, поэтому рынок вначале закупает наиболее эффективный парк, а когда мощности по его выпуску исчерпаны – менее эффективные модели, говорят в ОВС. Это и произошло в 2016-2018 годах, когда вышедшие на рынок более эффективные (инновационные) вагоны повышенной грузоподъемности заняли свою нишу, загрузка мощностей достигла 100%. Их выпуск сохраняется на прежнем уровне, но из-за активного роста спроса и ограниченных мощностей растет производство типовых вагонов другими заводами, а доля инновагонов и делающих их заводов сокращается, заключили в ОВС. В ОВК "Ъ" сообщили, что сохраняют годовой план на уровне 19-20 тыс. вагонов, рыночная доля зависит от конъюнктуры в конкретные периоды. Для ОВК важен стабильный выпуск и сохранение лидерства по вагонам нового поколения. Другие производители не ответили "Ъ".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что при росте спроса конкуренция производителей остается очень жесткой, победителями становятся вагоностроители, которые фокусируются на вагонах с увеличенной грузоподъемностью (в первую очередь ОВК) и имеют мощности по выпуску крупного вагонного литья (УВЗ и "Алтайвагон", а также "РМРейл"), в то время как небольшие заводы не загружены (например, Брянский МЗ). Ключевой проблемой для заводов является рост себестоимости в связи с подорожанием проката, литья, колес и подшипников, считает эксперт, в 2019 году дефицит комплектующих усилится, что позволит крупным ОВК, УВЗ, "Алтайвагону" и "РМ-Рейл" увеличить долю на рынке.

 

Источник: оценка ИПЕМ на основе Росстата и производителей вагонов.

 

Веденеева Анастасия

Версия для печати
screenRenderTime=1