СМИ об РЖД

Железная дорога становится умнее

В Российском университете транспорта МИИТ проходит ХIХ научно-практическая конференция "Безопасность движения поездов".

В ней принимают участие ведущие представители железнодорожной отрасли. На конференции обсуждают цифровизацию железнодорожной инфраструктуры: от пассажирских и грузоперевозок до построения подвижного состава. Создание "умной" железной дороги – основная тема выступлений представителей Минтранса РФ, ОАО "РЖД", генеральных директоров и представителей компаний, заинтересованных в том, чтобы высокие технологии работали на клиентоориентированность и импортозамещение.

Внедрение digital-форматов в операционную деятельность ОАО "РЖД" – один из важнейших приоритетов комплексной программы инновационного развития перевозчика до 2020 года. Она предусматривает автоматизацию всех процессов. Для отрасли большой интерес представляет поэтапный переход к применению автоматических систем управления, заменяющих человека. Технология "автомашинист" уже успешно апробирована на МЦК, на полигоне Сочи – Адлер – Красная Поляна и будет внедряться на других направлениях российских железных дорог. Аналогичные требования предъявляются к подвижному составу, который в эпоху блокчейна рассматривается как "передвижная лаборатория" и центр принятия решений, то есть, объект, способный определять и свое местонахождение и видеть при этом другие поезда.

Генеральный директор ЗАО "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа рассказал о перспективах развития концепции "умный поезд", заявив, что разрабатываемые холдингом системы в будущем дадут возможность уйти от напольной инфраструктуры. Возможно, так и будет, но в очень отдаленной перспективе, поскольку для этого необходимо провести масштабную перестройку всей инфраструктуры. Если на новых больших объектах это возможно, то на отдаленных железнодорожных артериях, которые опутывают всю огромную территорию России c ее разными климатическими условиями, это сделать крайне трудно и затратно.

Высокие технологии хороши при проектировании новых объектов, а не реконструкции уже существующих. Сложно представить "технологический прорыв", например, в условиях БАМа и Транссиба, в условиях вечной мерзлоты, где напольное оборудование как раз обеспечивает бесперебойную работу железной дороги. Системы МПЦ востребованы во всем мире и даже идут на экспорт (достаточно вспомнить о многочисленных контрактах ОАО "РЖД" с зарубежными контрагентами из Узбекистана, Аргентины, Сербии, Ирана, Монголии).

Множество инженерных и научных умов трудятся над тем, чтобы совершенствовать напольное оборудование, делая его киберзащищенным и инновационным, следуя последнему тренду цифровизации. О своих разработках в этой области на конференции расскажут докладчики из ведущих предприятий отрасли, включая АО "НИИАС", ОАО "Элтеза", "Радиовионика" и многих других.

Переходя "на цифру", надо осознавать, что все современные железнодорожные компании предлагают весьма эффективные решения для безопасности движения поездов. И проектирование объектов инфраструктуры также выполняется с применением высоких технологий, которые еще на "нулевом этапе" ставят вопросы безопасности во главу угла. Группа компаний 1520, в которую входят ведущие проектные институты и крупнейшие строительные компании, в своей работе применяет и BIM-технологии, и методы воздушно-лазерного сканирования (при проектировании новых объектов), которые повышают эффективность проектов, снижают затраты и риски.

Хочется верить, что концепция "умной железной дороги" будет реализована поэтапно и взвешенно. И тут не обойтись без естественного (а не искусственного) интеллекта. Будущее за теми же студентами МИИТа, которым в ближайшем будущем предстоит реализовывать самые смелые инновационные решения.

Версия для печати
screenRenderTime=1