СМИ об РЖД

Ставка на стабильный рост

Лизинг в России остается одним из наиболее быстрорастущих сегментов финансовых услуг: за три квартала 2018 года объем нового бизнеса лизинговых компаний превысил 1 трлн руб., достигнув объема всего 2017 года. В корпоративном сегменте лизинга в текущем году быстрее всего растет спрос на железнодорожные вагоны, в розничном – на автомобильную технику.

Согласно предварительным оценкам "Эксперт РА", по итогам девяти месяцев 2018 года рынок лизинга в России вырос почти в полтора раза и продолжает увеличиваться. За этот период было заключено сделок с имуществом стоимостью 1,01 трлн руб., прирост нового бизнеса лизинговых компаний, участвовавших в анкетировании, составил 42% в сравнении с аналогичными прошлогодними результатами. В компании отмечают, что объем рынка практически сравнялся с объемами за весь 2017 год. Размер лизингового портфеля российских компаний на 1 октября составил 4,1 трлн руб., увеличившись на 19% в сравнении с результатами аналогичного прошлогоднего периода.

В компании уточняют, что данные пока предварительные: на данном этапе обработано только 100 анкет лизинговых компаний. Однако топ-20 крупнейших игроков рынка уже известен. По итогам трех кварталов верхнюю строчку рейтинга удерживает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, 100% акций принадлежит РФ в лице Минтранса России), объем ее нового бизнеса по стоимости имущества достиг 191,76 млрд руб., увеличившись более чем вдвое (на 111,9%) в сравнении с прошлогодним результатом.

Сумма новых договоров лизинга за девять месяцев у ГТЛК превысила 401,5 млрд руб., что вдвое больше, чем у ближайшего конкурента. По итогам исследования "Эксперт РА" ГТЛК владеет крупнейшим в России лизинговым портфелем объемом 892,2 млрд руб.

Вторую строчку рейтинга уверенно удерживает дочерняя лизинговая компания Сбербанка "Сбербанк Лизинг" с объемом нового бизнеса 162,97 млрд руб. и размером лизингового портфеля 578,02 млрд руб. На третьем месте "ВТБ Лизинг", входящий в банковский холдинг ВТБ: стоимость имущества по новым сделкам за девять месяцев составила 112,63 млрд руб., портфель по состоянию на 1 октября вырос до 524,75 млрд руб. Темпы роста показателей двух этих компаний тоже весьма приличные: объем нового бизнеса у "Сбербанк Лизинга" вырос почти на 60% в сравнении с прошлогодним показателем, у "ВТБ Лизинга" рост на 67,2%.

 

Растут не только лидеры

Динамику развития на рынке лизинга определяют крупнейшие госкомпании из первой тройки с высокими темпами роста (в диапазоне от 60% до 112% по объему нового бизнеса), констатирует генеральный директор "RAEX-Аналитика" Дмитрий Гришанков. "Без их учета темп прироста нового бизнеса в среднем по рейтингу вдвое меньше – 20%", – говорит он.

Впрочем, некоторые другие крупнейшие компании (совокупным объемом портфеля свыше 100 млрд руб. и выше) вполне сопоставимы по темпам роста с тройкой лидеров рынка. Например, "Газпромбанк Лизинг" и "Альфа-Лизинг", занимающие соответственно шестую и седьмую строчки рейтинга, тоже выросли кратно. Дочерняя компания Газпромбанка с лихвой удвоила стоимость имущества по новым сделкам (рост на 107%), до 45,3 млрд руб., стоимость имущества в новом бизнесе лизинговой "дочки" Альфа-банка составила 44,5 млрд руб., показав еще больший рост по отношению к прошлогодним уровням – на 126%. Подконтрольный страховой группе РЕСО "РЕСОЛизинг" увеличил объем нового бизнеса более чем в полтора раза – на 52%, до 24,1 млрд руб., замыкая топ-10 рейтинга по версии "Эксперт РА".

Но у двух крупных компаний в нынешнем году дела идут значительно хуже. Государственный "ВЭБ Лизинг" до сих пор не восстановился после колоссальных убытков прошлых лет, связанных с банкротством "Трансаэро" и кризисом перепроизводства на рынке грузовых вагонов. По объему нового бизнеса за девять месяцев года подконтрольный госкорпорации ВЭБ лизингодатель допустил снижение на 17% к прошлогоднему уровню.

На фоне слухов о возможной продаже крупнейшим акционером – НПФ "Благосостояние" (управляет пенсионными средствами ОАО "РЖД") – существенно снизила активность компания "Трансфин-М", заключив за три квартала лизинговых сделок с имуществом всего на 16,73 млрд руб., что почти на 31% меньше, чем годом ранее. В итоге по этому показателю компания не удержалась в десятке лучших, опустившись на 11-е место в рейтинге.

Лидер второго эшелона лизингового рынка (совокупной стоимостью портфеля на начало октября менее 100 млрд руб.) – частная компания "Европлан" (входит в холдинг "САФМАР – Финансовые инвестиции" Михаила Гуцериева). По объему нового бизнеса по итогам трех кварталов она вышла на четвертую позицию в рейтинге "Эксперт РА". Как сообщили в пресс-службе "Европлана", стоимость предметов лизинга, приобретенных по новым сделкам, по итогам девяти месяцев года с учетом НДС составила 60,1 млрд руб., что на 21,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примерно такой же темп роста – 20% – у другой частной компании, "Балтийского лизинга": в течение трех кварталов компания заключила сделок с имуществом на сумму почти 31млрд руб. и заняла восьмую строчку рейтинга "Эксперт РА".

 

Корпорации возвращаются на железную дорогу

Основа лизингового портфеля лидера рынка – ГТЛК – крупные корпоративные сделки с дорогостоящими транспортными средствами, многие из которых финансируются до 50% c помощью прямых вливаний из бюджета в уставный капитал лизинговой компании по программам развития отечественного транспортного машиностроения. По словам первого заместителя генерального директора ГТЛК Антона Борисевича, государство таким образом поддерживает отрасли промышленности, спрос на продукцию которых ограничен: инвестируя в капитал ГТЛК, оно реализует приоритетные для страны программы развития региональной авиации, строительства торгового и пассажирского флота, а в растущих сегментах коммерческого лизинга, например на рынке грузовых вагонов, компания работает на равных с другими участниками рынка.

По словам заместителя генерального директора "ВТБ Лизинга" Евгения Татаринова, в сегменте крупных корпоративных заказчиков наиболее заметный тренд рынка – рост поставок в лизинг грузового железнодорожного подвижного состава. "За первые девять месяцев года " ВТБ Лизинг" передал в лизинг клиентам около 10 тыс. вагонов, до конца года планируем передать еще примерно 10 тыс. единиц", – сообщил он, добавив, что в активе компании уже есть несколько крупных контрактов с поставкой вагонов в ближайшие два года.

Самые крупные лизинговые проекты "Газпромбанк Лизинга" в 2018 году тоже приходятся на железнодорожный транспорт. По словам гендиректора компании Максима Агаджанова, средняя сумма лизингового договора в этом сегменте составляет 3,6 млрд руб. В то же время, отмечает он, предприятия добывающей отрасли, в том числе нефтегазовой, угольной промышленности и отрасли по добыче драгоценных металлов, также проявляют повышенный интерес к лизингу: портфель "Газпромбанк Лизинга" по этому направлению вырос почти в полтора раза. "Количество предметов лизинга в портфеле на 30 сентября составляет более 52 тыс. единиц, что на 50,7% больше, чем в тот же период прошлого года", – подчеркнул Максим Агаджанов.

 

Розница жаждет господдержки

В "Альфа-Лизинге" считают, что основным драйвером роста рынка сегодня является розничный сегмент лизинга, который в наибольшей степени связан с предложением лизинга автомобильной техники. "Рынок корпоративного лизинга последние годы выглядит крайне странно, и связано это в первую очередь с санкциями и соответствующими ограничениями, – отмечает директор по сопровождению бизнеса Альфа-Лизинга" Вероника Новикова. – " Многие компании давно сделали ставку на розницу, у которой еще есть потенциал развития, и находится он в основном в области собственной эффективности, о которой раньше мало кто задумывался".

Заместитель гендиректора "ВТБ Лизинга" Евгений Татаринов также подтверждает высокую активность клиентов из категории малого и среднего бизнеса, для которых самой востребованной услугой остается лизинг автомобилей. Портфель компании по этому направлению по состоянию на начало октября увеличился на 7% и превысил 50 тыс. транспортных средств, только в январе – сентябре "ВТБ Лизинг" передал клиентам 20 тыс. автомобилей, причем доля легкового транспорта в общем портфеле выросла с 50% до 56%, сообщил Евгений Татаринов, подчеркнув, что такие темпы роста спроса во многом обеспечиваются господдержкой автопрома по линии Минпромторга РФ.

В "Сбербанк Лизинге" "Ъ" сообщили, что по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года сегмент лизинга легковых автомобилей вырос на 42%, коммерческого транспорта – на 68%, лизинг автомобильной спецтехники увеличился на 51%, грузовиков – на 24%. В компании также указывают на принципиальную пользу от субсидий государства по приобретение автотехники в лизинг и отмечают снижение темпов роста в тех сегментах, где субсидии временно прекратились. "Более низкие показатели сегмента грузовых автомобилей обусловлены прекращением действия программы Минпромторга РФ", – считает и. о. генерального директора компании Вячеслав Спиров.

А, например, частная компания "Европлан" перерыв в предоставлении госсубсидий на грузовики даже попыталась обратить это себе на пользу. "Собственная программа субсидирования "Европлана", который, по сути, взял на себя продолжение субсидии на грузовой транспорт после окончания бюджета в государственной программе с апреля текущего года, стала одним из самых популярных наших спецпредложений за все время", – заявил "Ъ" гендиректор "Европлана" Александр Михайлов, добавив, что в ноябре компания включила в эту же акцию автобусы. По его словам, наибольшей популярностью на рынке пользовались строительная техника, автобусы, среднетоннажные грузовики и легковой автотранспорт, в меньшей степени – тяжелые грузовики, тягачи и полуприцепы. "Ключевая причина роста – восстановление спроса до уровня 2013-2014 годов, так как после скачка валют и стоимости транспортных средств в 2015 году многие отложили приобретение или увеличили срок использования транспорта", – полагает господин Михайлов.

В петербургской компании "Балтийский лизинг" тоже отмечают рост автолизинга во всех сегментах, наибольшие темпы – в сегменте малотоннажного коммерческого транспорта массой до 5,5 тонны, где динамика объемов нового бизнеса по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года составила более 30%, сообщил "Ъ" руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании Андрей Волков. Сегменты легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов растут более чем на 26% каждый, рост по крупным автобусам – 18,6%, по дорожной и строительной спецтехнике – на 14,8%, по грузовикам – на 10,4%.

 

Ставки не хотят расти

По словам представителей лизинговых компаний, в течение первой половины года ставки лизинга активно снижались, большинство опрошенных участников рынка признались, что пересматривали ставки несколько раз. Однако в середине лета этот процесс приостановился, а после решения ЦБ о повышении ключевой ставки на 0,25% в середине сентября, первого повышения с 2014 года, отдельные участники рынка стали отмечать даже небольшой рост лизинговых ставок.

Однако в большинстве опрошенных "Ъ" лизинговых компаний склонны считать это скорее "волатильностью", чем разворотом тренда. "Реакция на эту волатильность зависит исключительно от внутренней политики компаний", – замечает Вероника Новикова. Причины этих тенденций "понятны рынку и к самой отрасли не имеют никакого отношения", считает она.

"Рост ставок, начавшийся осенью, в данный момент замедлился, – подтверждает краткосрочность тенденции Максим Агаджанов. – Однако нестабильная ситуация на внешнеполитическом поле и на мировых финансовых рынках, возможно, будет усиливать давление на рубль и, как следствие, на рост доходности". Но процесс обновления основных фондов на промышленных предприятиях России продолжается, "несмотря на все сложности, а лизинг является оптимальным инструментом для их преодоления", говорит гендиректор компании.

В "Сбербанк Лизинге" не наблюдают роста ставок. "Наша компания проводит регулярный мониторинг рынка, и можно отметить, что на протяжении 2018 года происходило последовательное снижение, – говорит Вячеслав Спиров. – А после повышения ключевой ставки Банка России в середине сентября мы видим, что ставки стабилизировались и снижение прекратилось".

Для "Балтийского лизинга" последнее повышение ключевой ставки ЦБ не стало поводом увеличивать стоимость лизинговых договоров. "Пока мы работаем в прежнем режиме", – сообщил "Ъ" Андрей Волков. А Александр Михайлов и вовсе утверждает, что его компания не только не повышает, но и старается снижать стоимость услуг для клиентов с помощью спецпредложений и акций, например предлагая клиентам в подарок зимние шины и услуги шиномонтажа в течение года или бесплатную страховку автомобиля при его покупке в лизинг.

 

Екимовский Алексей

Версия для печати
screenRenderTime=1